В Музее Москвы пройдет курс лекций Фонда поддержки регионального кинематографа о языке кино, его выразительных средствах и взаимодействии с реальностью. На лекциях исследуем, как кино создает образы, рассказывает истории и работает с художественным осмыслением реальности.
Программа охватывает все киноискусство, от игрового до экспериментального — но особое внимание уделяет документалистике как полю, где автор работает с живой материей мира. Разберемся, как строится повествование без сценария, как камера может стать не просто наблюдателем, а полноценным участником событий, и какие решения помогают сохранить подлинность момента.
Некоторые темы лектория:
— Как режиссер формирует киноязык?
— Как документалистика и игровое кино пересекаются и влияют друг на друга?
— Монтаж как инструмент смысла и ритма.
— Как «видеть» мир кинематографически?
— Где проходит граница между реальностью и постановкой?
Лекции проведут режиссеры, киноведы, операторы и теоретики кино, каждый из которых поделится своим взглядом на кинематограф и его фактуру — его глубину, структуру и смысл.
Место проведения: Музей Москвы, Зубовский бульвар, дом 2, корпус 1 (Фойе)
Участие: по бесплатным билетам
Программа:
- 21 марта, 19:00 Лекция «Практика креативного продюсирования региональных фильмов и сериалов для федеральной аудитории. От идеи до премьеры»
Как развивать региональное кинопроизводство, создавать востребованные проекты и выходить в федеральный прокат? Почему одни фильмы, снятые в регионах, остаются локальными, а другие становятся заметными на национальном уровне? Какие принципы креативного продюсирования помогают региональным сериалам и фильмам конкурировать с крупными студиями?
Будем искать ответы на эти вопросы вместе с Евгением Кудельниковым, продюсером, режиссером и основателем нижегородского Центра развития региональной кинематографии «Кинофактура». В ходе лекции он расскажет на примере реальных кейсов о создании региональных фильмов, добившихся прокатного успеха, сериалах, снятых в сотрудничестве с федеральными платформами, масштабных реконструкциях исторических событий и документальных экспедициях. Помимо кинопроизводства, Евгений с компанией единомышленников занимается развитием инфраструктуры регионального кино: организует кинопоказы и профильные мероприятия, создает базы актеров и специалистов, а также инициирует образовательные проекты для начинающих кинематографистов региона.
Лектор: Евгений Кудельников — сценарист, режиссер, продюсер рекламных роликов, клипов, документальных и художественных фильмов; основатель Центра развития региональной кинематографии «Кинофактура», преподаватель Мининского университета и Приволжской Медиашколы, продюсер фестиваля нижегородского контента «ТаймлайНН», обладатель призов фестиваля компьютерной графики и анимации «Анигарф» за оформление телеэфира.
Место проведения: Музей Москвы, Зубовский бульвар, дом 2, корпус 1 (Фойе)
Участие: по бесплатным билетам
- 22 марта, 15:00 Лекция «Режиссура монтажа в документальном кино»
Правда ли документальное кино «рождается на монтаже» и может ли грамотный монтаж спасти фильм? Какими бывают монтажные решения, как систематизировать материал и не утонуть в нем? Насколько важен темпо-ритм и как его нащупать? Как работать с правками в черновом монтаже? Что такое «воздух» внутри повествования и как его достичь? Попробуем с этим разобраться на заключительной лекции цикла «Кинофактура».
Лектор: Константин Ларионов — режиссер монтажа, работал над документальными фильмами «Земля больших возможностей» Андрея Ананина, «Про рок» Евгения Григорьева и игровым фильмом «Подельники».
Место проведения: Музей Москвы, Зубовский бульвар, дом 2, корпус 1 (Фойе)
Участие: по бесплатным билетам
Прошедшие лекции:
- 1 марта, 15:00 Лекция «Научное кино как отдельный вид киноискусства. Режиссура»
На первой лекции режиссера Юлии Киселевой выясним, как нужно снимать кино про научное исследование, чтобы сделать его зрелищным и привлечь внимание зрителей. Поговорим о научном кино как об отдельном виде киноискусства. Разберем, чем отличается научно-популярное кино от научного и документального, в чем заключаются особенности его драматургии.
Лектор: Юлия Киселева — режиссер, сценарист и продюсер документального и научного кино, сооснователь и художественный руководитель проекта «Лаборатория научного кино 2.0», член Союза кинематографистов с 2010 года, член Гильдии неигрового кино и телевидения с 2013 года; авторские фильмы принимали участие в российских и зарубежных кинофестивалях (где получили более 80 призов и дипломов), выходили в кинопрокат, были показаны по многим телеканалам и размещены на 13 онлайн-платформах.
- 5 марта, 19:30 Лекция «Преображение реальности»
Что в кино важнее — правда или красота? Может ли реализм быть «ненастоящим»? Как Дзига Вертов превратил кино в конструктор? И почему в эпоху оттепели фильмы стали похожи на стихотворения? Ответы на эти и другие вопросы будем искать на новой лекции курса вместе с режиссером Всеволодом Коршуновым.
Лектор: Всеволод Коршунов — режиссер, кандидат искусствоведения, доцент ВГИКа, куратор образовательных программ в Московской школе кино, ведущий подкаста «Крупным планом».
- 7 марта, 19:00 Лекция «Сравнительный анализ грантовых конкурсов для кинематографистов»
В следующей лекции курса обсудим грантовую систему поддержки кино: какие конкурсы и фонды предоставляют финансирование, каковы их ключевые требования и критерии оценки заявок? Как правильно оформить проект, чтобы он соответствовал ожиданиям экспертов? Какие аспекты заявки наиболее значимы, и какие ошибки могут стать критическими?
На эти вопросы поможет ответить Наталья Курбатова, эксперт по грантовой поддержке в сфере культуры. Она проведет сравнительный анализ существующих грантовых конкурсов для кинематографистов, подробно разберет их особенности и расскажет, какие возможности открываются перед авторами короткого метра, дебютных и документальных проектов. Особое внимание будет уделено конкурсу ФПРК, который предоставляет поддержку региональному кино.
Лектор: Наталья Курбатова — эксперт по грантовой поддержке проектов в сфере культуры.
- 12 марта, 19:00 Лекция «Момент рождения кино: антропологическая перспектива»
На лекции Вадима Михайлина разберем такие темы, как визуальная революция в культуре XIX — начала ХХ веков, реалистическая эстетика и новые способы манипуляции зрительским и читательским воображением, модернистская ревизия визуальной культуры, авангард. Также поговорим про кино как новый механизм производства проективных реальностей, поиски языка, монтаж и «театральность» в немом фильме, проблему визуальной документальности, смыслоемкость экранного сигнала: физиология, социальность, предметность. В заключение обсудим задачу более общего плана: кино как инструмент антропологического воздействия — и анализ процесса этого воздействия, способов, которыми оно осуществляется, и результатов, к которым оно приводит.
Лектор: Вадим Михайлин — филолог, литературовед, антрополог, культуролог и переводчик. Кандидат филологических наук, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики СГУ имени Н. Г. Чернышевского.