С августа по октябрь 2021 года в рамках параллельной программы к выставке про электрификацию в Музее Москвы можно будет узнать, как формирование нового электрического мира повлияло на культуру и такие ее сферы, как изобразительное искусство, музыка, театр и архитектура 1920-х годов и какой импульс дало для их развития в дальнейшем.

Лекционная программа тематически поделена на четыре блока: история плана ГОЭЛРО, электричество и культура, электрозвук и синтез искусств, электричество и архитектура, также запланированы воркшопы и лаборатории по исследованию звуковых и фото-объектов.

Все лекции параллельной программы можно будет посмотреть на канале Музея Москвы в YouTube. Подпишитесь на уведомления, чтобы получать напоминания о начале трансляций.

24 августа в 19:00
Лекция «Как приручить утопию. История электрификации»
Лектор: кандидат культурологии, научный сотрудник-постдок НИУ ВШЭ, Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева Наталия Никифорова.

Участники встречи узнают, как формировалось представление об электричестве с конца XIX века до 1930-х годов прошлого века, и как эту технологию интерпретировали инженеры, политики, литераторы, рабочие и художники. Также Наталия Никифорова расскажет, какие страхи и надежды связывали с новой технологией, как ее вписывали в повседневность или отрицали, какие мифологические нарративы и представления о будущем связывали с электроэнергетикой и как ее эстетически осваивали.

Предварительная регистрация

25, 27 августа в 19.00, 29 августа в 12.00
Воркшоп «Лаборатория цианотипии: создание фотоколлажей»
Ведущие: художница и фотограф Вера Лапонкина и художница, фотограф и куратор образовательных проектов Алла Афонина.
Cтоимость: полный билет — 1000 рублей, льготный билет — 800 рублей.

Цианотипия — способ монохромной альтернативной фотографической печати, который дает отпечатки голубого оттенка. Он был изобретен в 1842 году английским учёным и астрономом Джоном Гершелем для копирования математических таблиц и чертежей. Сегодня метод также используется художниками. Участники лаборатории  узнают об истории возникновения фотографии, разберут, какие реактивы используются для приготовления светочувствительной эмульсии, какие материалы подойдут для экспонирования, какой источник света выбрать и как переносить цифровые изображения на акварельную бумагу. Вдохновляясь приемами художника-авангардиста Густава Клуциса, участники создадут свои уникальные отпечатки-фотомонтажи. Результат будет представлен в Музее Москвы в формате коллективной работы, посвященной технологическим процессам прошлого, формирующим новое визуальное мышление в искусстве.

В стоимость абонемента входит три занятия, а также экскурсия по выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» 24 августа в 19.00 (экскурсовод— научный сотрудник Музея Москвы Мария Никитина).

4 сентября в 16.00
Показ фильма «Родина Электричества» Ларисы Шепитько и обсуждение одноименной новеллы Андрея Платонова
Место проведения: Центр документального кино
Предварительная регистрация 

7 сентября в 19.00
Лекция «Обуздание электричества: от Фарадея и Максвелла до Эдисона и Теслы»
Лектор: доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ и член научного совета европейского общества истории науки Дарья Дроздова

В начале XIX века один юный ученик переплетчика решился послать переплетенный им конспект лекций известному британскому ученому, а 50 лет спустя интуиции этого переплетчика легли в основу самых знаменитых уравнений XIX века. В конце XIX столетия один выдающийся американский изобретатель отказался выплатить премию своему сербскому сотруднику – и менее чем за 10 лет он проиграл в той почти бескровной войне, что принесла электричество в наши дома и квартиры. Как люди и их решения дали жизнь той реальности, что радикально изменила облик современного мира – об этом и будет наш разговор на лекции.

Предварительная регистрация

9 сентября в 19.00
Диалог «Великое поколение. Электрификация искусства»
Участники: научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, руководитель Лаборатории звука и преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, основатель Термен-центра Андрей Смирнов и Любовь Пчелкина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, куратор выставок.

Спикеры расскажут о своем исследовательском проекте истории искусства звука и музыкальной технологии в России и СССР начала XX века и представят ее в более широком контексте истории русского постреволюционного художественного авангарда – времени активного освоения и внедрения в народное хозяйство и быт электрической энергии.

Предварительная регистрация

14 сентября в 19:00
Лекция «План ГОЭЛРО. Факты. Персоны. Судьбы»
Лектор: старший научный сотрудник экспозиционно-мемориального отдела «Квартира Г. М. Кржижановского» Иван Созинов.

На встрече речь пойдет о плане ГОЭЛРО — одном из самых амбициозных проектов за всю историю страны. На лекции будет рассмотрен исторический контекст, в котором шла его подготовка и реализация. Также предметом обсуждения станет авторство — один из наиболее острых вопросов в истории электрификации.

Предварительная регистрация

16 сентября в 19:00
Лекция «Свет, цвет и электричество: художественные эксперименты начала XX века»
Лектор: научный сотрудник Российского института истории искусств Ольга Колганова.

Слушатели узнают, что такое «оптофоническое искусство» Владимира Баранова-Россине и «искусство света и цвета» Григория Гидони, как художники использовали электричество в новых видах искусства и чем отличались изобретенные ими светоцветовые инструменты «оптофон» и «световые декорации/светооркестр».

Предварительная регистрация

21 сентября в 19:00
Лекция и воркшоп «Театр и ГОЭЛРО: мечта об электрификации»
Лектор: кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора Классического искусства Запада Государственного института искусствознания, доцент кафедры ИЗО ГИТИСа Наталья Вавилина.

«Электрификация всей страны» — лозунг, принятый советским авангардным театром с искренним энтузиазмом. Электричество стало синонимом неисчерпаемой энергии, слаженного и неподверженного старению «электроорганизма», рационального искусственного света, знаменующего собой «Победу над Солнцем», мгновенной передачи информации, скорости, и даже — бессмертия. Когда Мейерхольд и Маяковский в 1921 году осуществили московскую постановку «Мистерии-Буфф», прекрасная Москва будущего предстала в ней как «Земля обетованная» с поистине райской системой электрификации — социалистическим аналогом вечного блаженства.

Предварительная регистрация

23 сентября в 19:00
Диалог «В новом свете: электрификация, театр и кинематограф первой трети ХХ века»
Участники: искусствовед и театровед Валерий Золотухин и культуролог и исследовательница Юлия Лидерман.

Призванное имитировать природные эффекты, электрическое освещение повлияло на зрительское восприятие рисованных декораций и стало технической основой для сценографической революции начала ХХ века. Изменению зрительского восприятия способствовали эксперименты начала прошлого века с поиском Абсолютного кинематографа (или Чистого кино), включая абстрактную мультипликацию и другие направления, важную роль в которых играли опыты со светом. Авангардные движения в инсталляционном искусстве, живописи, кино, театре позволили ощутить диалектику восприятия света как средства и как «предмета» искусства.

Предварительная регистрация

28 сентября
Телемост «Смотрящее ухо: эволюция рисованного звука» 
Участники: композитор, перформер, медиахудожник, визуальный художник и куратор программ современного искусства, медиа-археолог Антон Яхонтов aka Patrick K.H (онлайн) и композитор, саунд-артист, медиахудожник Олег Макаров (очно). 

Предварительная регистрация

6 октября в 19:00 (перенос с 5 октября)

Лекция «Образ света в архитектуре авангарда»
Лектор: куратор выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», кандидат архитектуры, руководитель Центра авангарда Александра Селиванова

Электрификация спровоцировала не только появление новой архитектуры — электростанций, научных институтов, вроде ВЭИ и учебных заведений, но и повлияла на эстетические взгляды архитекторов, а также предоставила невиданные раньше возможности. Прожекторы, иллюминация, «световые столбы» и мотивы ажурных мачт ЛЭП стали активно проникать в архитектурные проекты эпохи авангарда. Об этих экспериментах, вдохновленных планом ГОЭЛРО, и пойдет речь на лекции.

Предварительная регистрация

7 октября в 19:00
Лекция «Эволюция образа российской энергетики с конца XIX века»
Лектор: историк энергетики, кандидат психологических наук, руководитель направления изучения корпоративной культуры самарского регионального отделения Союза машиностроителей России Владимир Громов

Российская энергетическая отрасль с 80-х годов XIX века и до сегодняшнего дня развивалась в контексте изменений социально-политической обстановки в стране. Эволюция образа энергетики позволяет выделить четыре этапа этого процесса: от прогрессистской романтизации новой, таинственной и преобразующей силы, которую еще предстояло обуздать, до превращения энергетических благ в обыденные, а потому малоинтересные для художественного отображения. На этих этапах роль основного рассказчика значимости энергетических технологий брали на себя и литературные визионеры, и государственные пропагандисты во главе с В.И. Лениным, и PR-менеджеры российских энергокомпаний, созданных после приватизации энергетической отрасли.

Предварительная регистрация

12 октября в 19:00
Лекция «План ГОЭЛРО в архитектуре, строительство первых электростанций»
Лектор: научный консультант выставки, историк архитектуры и сотрудник музея Мосэнерго Юлия Шуленина

Первые электростанции в России начали строить в конце XIX века. Промышленная архитектурная практика претерпела значительные изменения после революции в эпоху авангарда, которая совпала с реализацией плана ГОЭЛРО. Строительство электростанций в качестве градообразующих предприятий стало вестись ударными темпами по всей территории СССР. Электрификация превратилась в первостепенную задачу государства, необходимую для создания идеального мира будущего. На лекции мы узнаем о первых электростанциях плана ГОЭЛРО и поисках архитектурного стиля, который бы отвечал духу времени и устремлениям молодого советского государства.

Предварительная регистрация

19 октября в 19:00
Лекция «Группа «Электроорганизм» и мифология света в искусстве 1920-х»
Лектор: доктор искусствоведения, заведующая отделом культуры института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Наталия Злыднева

В лекции рассматривается мифология света и электричества в искусстве русского символизма и исторического авангарда. Наследующее традиции романтизма противопоставление живого тела искусственному механизму в живописи первой трети XX века обретает новые смыслы: искусственно созданные «организмы» оспаривают приоритетный статус человеческой телесности, вступая с последней в сложный диалог/противостояние и актуализируя мифопоэтику машины как нового органа человека. Подробнее речь пойдет о группе «Электроорганизм» (1920-е) и творчестве Климента Редько в связи с его европейскими аналогами.

Предварительная регистрация

Специальный партнер выставки «Россети ФСК ЕЭС»

Партнеры выставки:

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Государственный музей В. В. Маяковского
Российский государственный архив литературы и искусства
Государственный архив Российской Федерации
Государственный центральный музей современной истории России
Российская государственная детская библиотека
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Российская государственная библиотека
Государственная Третьяковская галерея
Политехнический музей
Музей истории города Волхова
Музейное агентство
Российский государственный архив экономики
Галерея «Ковчег»
Картинная галерея городского округа Красноармейск
Музей «Огни Москвы»
Музей Мосэнерго и энергетики Москвы