Памятная дата стала для кураторов музея поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. На выставке можно увидеть работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло.

Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года по заданию Владимира Ленина. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции. МОГЭС, Шатура, Кашира, Волхов, Свирьстрой, ДнепроГЭС и другие точки плана ГОЭЛРО, возникшие на карте, зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, а также изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей.

Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре. Его образ воплощался в форме лампы накаливания, уходящих вдаль линий электропередач, мощных турбин электростанций и отождествлялся с фигурой самого Ленина. Именно в это время формировался миф о вожде, несущем новую энергию, новый свет и новый мир. Каждое из художественных объединений эпохи авангарда находило свой источник вдохновения в теме ГОЭЛРО. Так, образы электрических ламп, турбин и линий электропередач соединились в плакатах конструктивистов Густава Клуциса, Сергея Сенькина, Эль Лисицкого, Александра Родченко. Проекционисты работали с контрастами светящихся метафизических ламп, линий, фигур и окружающей тьмы. ОСТовцы исследовали новые образы города и деревенских пейзажей, пронизанных линиями проводов и ритмическими рядами столбов.

Пространство выставки превратилось в тотальную аудио- и световую инсталляцию, которую для Музея Москвы сделала видеохудожник, режиссер, архитектор и сценограф Дина Караман. Оно разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых рассказывает о том, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону. Здесь можно изучить документы и фотографии, посвященные их жизни и главным творениям: подмосковным Шатурской и Каширской ГРЭС, северо-западным Волховской и Свирской ГЭС, и, конечно же, Днепрогэсу — знаковому сооружению архитектуры авангарда и символу электрификации. Фигура Ленина, отраженная в коллажах и фотомонтажах конструктивистов, плакатах и книгах, скульптуре и графике, занимает отдельную «башню». Драматический сюжет создания Московского электролампового завода стал последней, шестой «башней» экспозиции.

Вместе с выставкой пройдет параллельная программа о том, как формирование нового электрического мира повлияло на искусство 1920-х годов. На сайте выставки собраны интересные материалы, включая манифест художественной группы «Электроорганизм», «Электропоэму» Михаила Герасимова и виртуальный терменвокс. Кроме того, мы подготовили аудиогид по экспозиции.

Кураторская группа: историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова, историк и искусствовед (галерея «На Шаболовке») Катерина Телегина

Консультанты: историк архитектуры НИУ ВШЭ, сотрудник музея Мосэнерго Юлия Шуленина

Партнеры выставки:

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Государственный музейновыставочный центр «РОСИЗО», Москва

Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Мультимедиа Арт Музея, Москва

Российский государственный архив литературы и искусства, Москва

Государственный архив Российской Федерации, Москва

Российский государственный архив экономики, Москва

Российский Государственный Архив Кинофотодокументов

Российская государственная детская библиотека, Москва

Политехнический музей, Москва

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Российская государственная библиотека, Москва

Фонд «ГалеевПрометей», Казань

Музей Мосэнерго и энергетики Москвы, Москва

Музей «Огни Москвы», Москва

Муниципальная картинная галерея г. о. Красноармейск Московской области

Галерея «Ковчег», Москва

Музей истории города Волхова, Волхов

Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова, Москва

Фонд vac, Москва

Благодарим за предоставление экспонатов: Михаила Вилькина, Аркадия Зражевского, Сергея Сафонова, Романа Бабичева, Павла Чепыжова, Егора Сухова, Андрея Смирнова, Анну Спиридонову, Сергея Бобовникова

Благодарим за научные консультации Елену Кошелеву, Ольгу Колганову, Наталию Никифорову, Юлию Шелудько, Сергея Балана, Рифата Султанова, Петра Термена, Максима Симонова

 

Специальный партнер выставки

Информационные партнеры