С 5 сентября по 6 декабря Москве пройдет VII Московская международная биеннале молодого искусства. Структура события включает 5 программ, узнать о которых можно на официальном сайте биеннале. Основной проект состоится в нашем музее. 

Задачи биеннале — открытие новых имен, поддержка художников и кураторов нового поколения и развитие художественного процесса в нашей стране.

В рамках Основного проекта биеннале подведены итоги международного конкурса по созданию site-specific работ для внутренних фасадов Музея Москвы. Экспертным советом из 370 заявок из 64 стран были отобраны для реализации четыре проекта: 

«Настройки экрана» Алисы Омельянцевой (Россия/Австрия)
Светоотражающая тонировочная пленка нанесена на один из фасадов Провиантских складов. Тем самым здание трансформируется в одностороннее зеркало Гезелла, какие обычно установлены в комнатах для наблюдения за фокус группами или для проведения психологических экспериментов.

«Я смотрю на себя» Игоря Самолета (Россия)
Свои объекты Игорь Самолет называет «контент формы» — это скриншоты экрана телефона художника: плей-листы, новости, переписки в мессенджерах — все, что понравилось и показалось важным. Работа «Я смотрю на себя» — это инсталляция из ткани и других легких материалов, на которые в виде скриншотов «нанизан» повседневный контент смартфона художника. Проект символизирует эфемерность цифрового пространства, не имеющего физических параметров, из которого каждый из нас, тем не менее, «шьет себе виртуальную одежду».

“Screen” Ромы Богданов (Россия)
На окнах фасада Музея Москвы располагаются задёрнутые шторы, изготовленные из экранирующей ткани — материала, разработанного для снижения заметности военной техники. Шторы, занавески, ставни всегда являлись не только элементами декора, но и оберегами. Работа “Screen” метафора того, как культурные институции проявляют свое стремление к автономии и того, как в современном мире происходят ограничения для доступа к информации.

«Без названия (Все немного разные)» Алины Глазун (Россия)
Гирлянды из флажков и текст «ВСЕ НЕМНОГО РАЗНЫЕ», написанный разлетающимися буквами, придают фасаду торжественный и «праздничный» вид. С одной стороны фраза не несёт в себе конкретного значения — зритель наполняет её собственными размышлениями, переживаниями и ассоциациями в зависимости. С другой стороны — это [само]ирония относительно проектов, произведений, выставок, художников, концепций. 

Также специальное упоминание Экспертного совета без инсталлирования на фасадах Музея Москвы получила Саша Пирогова (Россия) и ее видеоработа «Unity». Работа будет реализована при поддержке Биеннале и представлена в ноябре.

Вторая часть Основного проекта представит результаты открытого конкурса для кураторов. Из 112 заявок из 26 стран были отобраны четыре проекта: 

«Я не знаю, Земля кружится или нет..» Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры (Россия и США)

Лизавета Матвеева — координатор международной программы резиденций для художников и кураторов CEC ArtsLink Back Apartment Residencies, куратор ярмарки SAM Fair в Музее стрит-арта (Санкт-Петербург), сокуратор artist-run пространства «Люда» (Санкт-Петербург), эксперт Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в 2020 году.

Франческа Альтамура — младший куратор Нового музея современного искусства (Нью-Йорк), представитель сотрудников музея в профсоюзе UAW Local 2110. Участвовала в создании выставок и других мероприятий для институций и галерей в Берлине, Нью-Йорке, Лондоне и других городах.

«Собственные места//Архивные пространства» Джулии Морале и Штерре Барентсен (Италия и Германия/Нидерланды).

Джулия Морале  — историк искусства, журналист, куратор, живет и работает в Лондоне. Заместитель редактора Музея Дизайна. Журналист самого читаемого онлайн-издания об искусстве и культуре в Италии Artribune Magazine. 

Штерре Барентсен — исследователь, куратор, живет и работает в Берлине. Основатель и главный редактор студенческого научного журнала Courtauld Undergraduate Art Journal в Институте искусства Курто (Лондон, 2017–2018). Стажировалась и работала в галерее Art on 56th (Бейрут), Коллекции современного итальянского искусства Эсторика (Лондон), была художником-постановщиком в Burton Taylor Studio (Оксфорд).

“Forbidden Body Language” Эльзы Абдулхаковой (Россия).

Эльза Абдулхакова работала с архивами группы «Товарищество Новые Тупые» (Санкт-Петербург), сотрудничала с галереями Parazit и Aperto gallery в Санкт-Петербурге. Работала в Фонде V-A-C (2013–2018, Москва). На базе Библиотеки им. Н.А. Некрасова (Москва) вместе с Егором Ефремовым и Марией Капинос запустила проект «Лаборатория движения „6 квадратных метров“», исследующий телесность. 

Работы кураторов будут экспонироваться во втором корпусе Музея Москвы с 5 ноября по 6 декабря, проект Абижана Тото (Тайланд/ Южная Корея/ Индия) «Наш мир на марше!» — в качестве специального проекта в Образовательном центре MMOMA весной 2021 года. В настоящее время все кураторы работают над переформатированием проектов; концепции и списки художников будут представлены в середине сентября.