Москва 60-х годов, широкие проспекты и старые машины, «оттепельные» интерьеры квартир и стиль одежды — многие могут себе все это живо представить благодаря фильмам Марлена Хуциева. Сценарий одного из них — «Июльского дождя» — лег в основу одноименного спектакля Мурата Абулкатинова, который стал открывающей премьерой проекта «а39».
Авторы театральной версии «Июльского дождя» не добавляют к сценарию современные реалии, не переодевают героев и почти полностью сохраняют текст. Но они принципиально меняют подход к этой истории: если Хуциев рассказывает ее через множество бытовых мелочей, через детальный портрет города и атмосферу «оттепели», то в спектакле от визуальных признаков эпохи не остается почти ничего, а фокус внимания полностью смещается на людей и их отношения. Единственным знаком времени и главным элементом сценографии становятся телефонные будки, дизайн которых повторяет реальные будки 60-х.
Парадоксальным образом кажется, что зрителю XXI века найти сходство с героями сценария проще, чем их современникам. У каждого «в среднем триста-четыреста знакомых», как говорит один из персонажей, у каждого должно быть хобби и дружная компания, но наладить честную и прочную связь хотя бы с одним человеком — даже с тем, кто кажется очень близким, — оказывается невозможным. Здесь не происходит трагедий и шумных драм, нет мелодраматичных слез и детективных поворотов — здесь буднично, незаметно, под красивые песни и приятные разговоры люди становятся чужими друг для друга.
Особенно важно, что этот спектакль идет в Музее Москвы — здесь можно найти много экспонатов, которые могли бы быть проходным реквизитом для фильма Хуциева. Но в спектакле «Июльский дождь» главным экспонатом становится сам «человек оттепели», и мы можем разглядеть, насколько сильно мы от него отличаемся и отличаемся ли вообще.
«Сменилась фактура времени, внешний вид, но суть не изменилась. Все те же вечеринки, все так же люди идут на эти вечеринки, за теми же эмоциями и чувствами. И от тех же чувств они бегут. Мы специально старались сохранить атмосферу того времени, сохранить диалоги — на этом фоне особенно заметно, что мир и его фактура меняются, а человек на самом деле — нет. Современный театр — это ведь не про визуальные детали и высокие технологии. Это в первую очередь театр про современных людей. Важно, что я узнаю ситуации и узнаю в героях на сцене тех людей, которые окружают меня. У меня не было желания перевернуть фильм, разрушить его, чтобы создать на его фоне что-то совершенно новое. Но мне хотелось рассказать эту простую человеческую историю языком театра, условным и минималистичным».
(Мурат Абулкатинов, режиссер)
Авторы сценария: Анатолий Гребнев, Марлен Хуциев
Режиссер: Мурат Абулкатинов
Продюсер: Григорий Добрыгин
В ролях: Серафима Гощанская, Лев Зулькарнаев, Светлана Иванова-Сергеева, Сергей Кирпичёнок, Владислав Медведев, Алексей Сергеев / Глеб Ромашевский, Давид Сократян, Мария Тухарь
Место проведения: Музей Москвы, Зубовский бульвар, дом 2, корпус 3 (Аудитория)