К середине XIX века в России чай стал национальным напитком, популярным не только в дворянской среде, но также и в купеческих и мещанских семьях. Чаепитие у самовара постепенно приобрело характер национального обычая.
Законодателем мод в употреблении чая в России была Москва. Значительную долю всего ввозимого чая в России потребляли именно здесь, что привело к формированию особой, московской чайной традиции. За несколько веков эта традиция приобрела множество уникальных «изюминок», на которые не смогли повлиять никакие модные веяния европейских стран.
«Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве? Чай! Какое магическое слово для москвича! Каким теплым, приятным ощущением проникается москвич при слове „чай“…», — писал журналист XIX века Н.В. Поляков в 1858 году в книге «Москвичи дома, в гостях и на улице. Рассказы из народного быта».
Мещанская слобода — один из старейших московских районов, излюбленное место богатых купцов и «почетных граждан», которые жили и работали здесь. Мещанские улицы стали центром становления особых купеческих традиций московского чаепития. В купеческой среде чаепитие проводили с особым размахом: за чайным столом проводили долгие часы, а горячий самовар в любое время дня держался хорошими хозяйками наготове. Чай пили не спеша, обязательно сопровождая его разными закусками и «заедками». В России не принято было пить пустой чай. К нему подавали не только сладости (орехи, мармелад, моченые яблоки, печенья, кренделя, пышки), но и блины, горячие мясные блюда и сытные пироги с разными начинками.
Надо отметить, что купеческое чаепитие сильно отличалось от утонченных чайных церемоний в дворянских домах, где бытовали ритуалы английского чаепития. Купеческие застолья за самоваром проходили в более неформальной атмосфере. На праздничных столах прекрасные дорогие сервизы ставились вперемешку с серебряными и фарфоровыми чайными принадлежностями, сахарницы могли оказаться без щипцов или с отбитой ручкой, а сахар мог подаваться прямо руками. Молоко ставилось на стол в глиняном горшке, из которого его круглыми деревянными ложками наливали в чашки. Чай из фарфоровых чашек чаще пили женщины, мужчины предпочитали тонкостенные стаканы, вставленные в витые подстаканники. Купцы обыкновенно пили китайский черный чай, но часто вместе с ним заваривали сушеные яблоки, персики, вишню, клюкву, донскую или богородичную траву (чабрец), шиповник. Во время семейного чаепития спиртные напитки не поощрялись. Однако во время приема гостей рядом с самоваром могли стоять графины или штофы, наполненные наливками, настойками или ликерами. Маленькая рюмочка ягодной наливки могла завершить праздничное чаепитие.
Чай пили не только дома, но также в чайных и трактирах. Чайные стали открываться в большом количестве во время царствования императора Александра II. Именно чай стал эффективной альтернативой спиртным напиткам, поэтому в целях борьбы с алкоголизмом правительство давало чайным заведениям особые льготы: минимальный налог и небольшую арендную плату. Кроме того, чайные начинали работать уже с 5 часов утра, когда трактиры были еще закрыты. Трактиры и чайные были доступны даже для самых бедных слоев населения. Как отмечал Н.В. Поляков, «самый последний бедняк скорее откажет себе в пище, в одежде, но никогда не лишит себя удовольствия попить чайку». В московских трактирах подавалась не только еда и чай, там назначали деловые встречи и заключали крупные сделки, так что они были своеобразной биржей для коммерсантов.