Жестяная упаковка получила широкое распространение в России с конца XIX века. Именно в это время производители и продавцы различных товаров, стремясь привлечь внимание к своей продукции, стали уделять внимание декоративному оформлению. Кроме того, жестяные коробочки и банки надежно защищали товар от воздействия внешней среды.
В коллекции Музея Москвы представлена металлическая упаковка конца XIX — начала XXI века, выполненная для кондитерских изделий, чая, кофе, какао, икры, наждака, зубного и стирального порошков, граммофонных игл, лент для печатных машин, лекарственных средств, новогодних подарков.

Особое место в этом ряду занимает упаковка кондитерских изделий конца XIX — начала XX века. Первоначально конфеты, печенье, бисквиты, халва и другие сладости упаковывали в бумажные свертки, одинаковые картонные и жестяные коробки, ящики или банки. Со временем жестяные коробочки стали украшать с помощью бумажных этикеток, содержащих информацию о продукте. Они были достаточно лаконичными: для набора текста использовали строгие шрифты, орнаментальная рамка — в виде симметричных абстрактных или растительных композиций сдержанной цветовой гаммы.

Позднее был разработан метод печати цветного рисунка на жестяной основе — хромолитография. Благодаря этому производители упаковки смогли создавать рисунок в том числе на рельефных поверхностях. Форма коробочек усложнилась, стенки и крышки приобрели выпуклый, цветной рисунок. Декор упаковки становился разнообразнее, красочнее, интереснее, а композиции строились на сочетании крупных пышных форм и обилии мелких деталей. На коробочках появляются пейзажи, сказочные сюжеты, достопримечательности Москвы, исторические сцены, портреты известных людей, пухлые ангелочки и дети со сладостями в руках, пчелы возле своих ульев, птицы и бабочки, порхающие над цветочными полями.

Крупные кондитерские фабрики, такие как «Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей» (в настоящее время это кондитерский концерн «Бабаевский»), «Товарищество Эйнем» (фабрика «Красный Октябрь»), кондитерская фабрика товарищества «А. Сиу и Ко» (фабрика «Большевик») чаще всего заказывали упаковку для своей продукции на специальных производствах. В Москве, Санкт-Петербурге и Одессе было открыто несколько предприятий, где изготавливали жестяную упаковку. Основными фабриками, услугами которых пользовались крупные московские производители кондитерских изделий, были фирма по производству ваксы, мазей и жестяных коробок француза Августа-Фелиция Жако «А. Жако и Ко», открытая в 1884 году в Москве (другое название — «Печатня по металлу генерального общества французской ваксы»), а также фабрика изделий из печатной жести, сапожной ваксы и мази для чистки металлов, основанная прусским подданным Вилибальдом Вильгельмовичем Бонакером в 1890 году в Московском уезде. В мае 1911 года фирма В.В. Бонакера стала акционерным обществом.

На рубеже XIX — XX веков к разработке дизайна упаковки стали привлекать профессиональных художников, в частности, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Ивана Билибина и Льва Бакста, входивших в объединение «Мир искусства». Все они привнесли в оформление кондитерских коробочек эстетику стиля модерн.

Часто такие жестяные коробочки обретали вторую жизнь: после того как их содержимое заканчивалось, их оставляли в доме для дальнейшего использования —хранили продукты и разные мелочи, например, пуговицы, нитки, булавки или гвозди. Благодаря этому жестяные коробочки для кондитерских изделий сохранились до нашего времени.

К сожалению, жестяная упаковка является не самой долговечной. Ее основная «болезнь» –— ржавчина, — необратимо уничтожает изделие вместе с его декором. Поэтому коллекция таких упаковок, хранящаяся в фондах Музея Москвы, является ценным материалом для изучения бытовой среды москвича рубежа XIX – XX веков.

Составитель: Александра Замышляева, старший научный сотрудник научно-хранительского отдела «Фонды»