Верфь «Товарищество поморского судостроения» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Политехнического музея и Музея Москвы запускает в Москве проект «Мангазейский морской ход».
Проект посвящен истории освоения Сибири в XVI–XVII веках, когда менее чем за 70 лет стремительного движения «встречь солнцу» отряды русских первопроходцев прошли по морям, рекам и волокам от Урала до Тихого океана. Одной из ярких страниц этого продвижения на восток стало основание в 1601 году первого форпоста, пушной столицы Сибири — «златокипящей Мангазеи». В Мангазею вели несколько дорог, или, как говорили поморы, ходов. Самой опасной и трудной была дорога по Белому, Баренцеву и Карскому морям, которую называли Мангазейский морской ход.
Этому пути поморов на восток, а также технологиям, которыми пользовались первопроходцы, посвящается проект:
- будет построен традиционный поморский карбас (лодка первопроходцев) — без гвоздей, как строили в старину;
на карбасе состоится путешествие на север, сначала в Архангельск, а затем в Мангазею (2700 километров пути плавания в Заполярье); - будет снят фильм, состоятся лекторские выступления, организованы встречи с местными жителями и проведены исторические исследования;
- осенью 2024 года по возвращению из путешествия будет открыта большая выставка «Технология открытий» в Политехническом музее. На выставке будут представлены карбас, фильм и другие собранные материалы.
«Мангазейский морской ход» расскажет об уникальной странице истории нашей Родины как можно большему количеству россиян и покажет красоту Русского Севера. Проект объяснит, каким образом первопроходцы в рекордные сроки открыли и освоили огромные пространства Сибири и Дальнего Востока.
Месторасположение верфи: двор Музея Москвы
Вход свободный.
Справочно
Мангазея
Город, основанный в 1601 году на севере Западной Сибири, на реке Таз (ныне — территория ЯНАО). Первый русский заполярный город, опорный пункт освоения огромных территорий Западной и Восточной Сибири — отсюда уходили отряды первопроходцев для изучения неизвестных территорий. Богатство города потрясало воображение современников, и за Мангазеей прочно закрепилось прозвание «златокипящая». Однако в связи с изменениями конъюнктуры и по причинам, связанным с большими пожарами, город пришел в упадок, был окончательно оставлен в 1677 году и на долгое время забыт. В данное время на территории Мангазеи проводятся археологические раскопки.
Мангазейский морской ход
Торговый путь, проложенный жителями Русского Севера до Сибири — от Северной Двины до Тазовской губы и далее по реке Таз до города Мангазея. Окончательно сложился в XVI веке. Оживленная морская торговая магистраль, которая оказала огромное влияние на экономическое развитие и расширение Русского царства, Мангазейский морской ход не был сугубо морским путем — помимо прохождения Белого, Баренцева и Карского морей, часть пути преодолевалась по рекам и озерам, а на двух участках — по сухопутным волокам.
Карбас
Лодка поморов. Существовали разные типы карбасов: морские, речные, промысловые, разъездные и другие. Впервые карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря — это уникальное судно, которое еще строят мастера народного судостроения на берегах Белого моря.
Параллельная программа
19 августа 2023—22 августа 2023 — 17:00
Мангазейский морской ход. Лекции9 августа 2023 — 10 сентября 2023 — 17:00
Мангазейский морской ход. Экскурсии17 августа 2023 — 8 сентября 2023
Мангазейский морской ход. Мастер-классы10 сентября 2023 — 17:00
Мангазейский морской ход. Наречение карбаса