В преддверии 870-летия Москвы главный городской музей столицы продолжает серию выставок «Коллекция музея. Четыре времени года». В рамках проекта известные художники, историки, писатели и поэты работают с коллекцией музея, насчитывающей более миллиона единиц хранения, и помогают по-новому ее экспонировать. Каждая выставка — это авторское высказывание куратора. В предыдущих частях — «Весне» и «Лете» — свое видение города представляли писатель Людмила Улицкая и композитор Владимир Мартынов. Выбирая отдельные артефакты из музейной коллекции, авторы через личные истории рассказывают о Москве.
С 31 августа по 29 сентября в Музее Москвы будет открыта инсталляция «Сто лет неодиночества» московского художника Леонида Тишкова. Выставка рассматривает идею коллективизма — абсолютно уникальную, рожденную русской историей и культурой. Нереализованная на социальном уровне, превратившаяся в утопию идея сохраняет свой смысл в ситуации «тесного» пространства — в семье и коллективе, во дворе и на улице, в традиционном празднике и регулярных бытовых событиях.
Для своего проекта Леонид Тишков отобрал из музейных фондов и личного архива групповые снимки 1910–1960-х годов и напечатал их в масштабе, соразмерном реальному человеку. Фотографии будут размещены таким образом, что оказавшись в пространстве инсталляции, посетители выставки невольно будут ощущать себя частью сообщества, обреченного на общую судьбу.
Инсталляция состоит из нескольких фотографий, видео и неоновой надписи — строки из стихотворения Сергея Есенина «До свидания, друг мой, до свидания». Фотографии из семейного архива, задействованные в экспозиции, художник передал в коллекцию Музея Москвы. Судьбы, запечатленных на снимках людей тесно сплетены с событиями, происходившими в городе и стране, и через биографии конкретных людей открывается история XX века.