15 – 20 января 2016 года в Музее Москвы пройдет персональная фотовыставка Саши Генциса «ЗИЛ – Гордость Империи», посвященная индустриальному гиганту Советского Союза.
Известный многим как «ЗиЛ», автомобильный завод им. И.А. Лихачева, был учрежден в далеком 1916 году как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества». В Трюфелевой роще был заложен завод по производству машин, его основателями стал торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко». В конце 1980-х советская история, столь блистательная для завода, закончилась. После распада СССР гигантские промышленные предприятия, как и гигантская страна, подверглись распаду. В конце 2012 года московским правительством было принято решение о сохранении производства «ЗиЛ» на части территории площадью 50 га, на остальной – предстояло разместить новый городской район с зонами отдыха, социальными и транспортными объектами.
Саша Генцис — фотограф-пейзажист, и обычно в его объективе оказывается природа. «ЗиЛ» — его первый проект на тему индустриальных развалин. Болезненная уходящая натура снята ярко и объемно, как своего рода протест упадку, деструкции, смерти, наконец. Гигантский заводской организм – это ведь не только стены и станки, это люди. Сегодняшний «исторический мусор» еще недавно был жизнью огромного коллектива, прославленных передовиков с «Доски почета», чьи полинявшие от времени изображения будто с укором наблюдают за происходящим вокруг. Остовы цехов и заброшенные станки, многотонный кран и тарелки, оставленные рабочими после обеда, легендарный холодильник. А вот коллекция сигаретных коробок, по которым можно изучать – когда и что курили – Беломор, Ява, ВТ, Cosmos. Формы для отливки деталей – огромные абстрактные скульптуры, чья ненужность кажется нелепой, настолько убедительна их сущность. История в документах времени требует к себе уважительного отношения, а брошенные архивные папки, покрытые плесенью – скорее картина человеческого беспамятства. Смена эпох, желание зафиксировать уходящее время, вполне достаточная мотивация для художников, работающих в эстетике индустриального декаданса. Но Саша Генцис в своем фотопроекте запечатлел Время, его историческую трансформацию. Не субъективное человеческое, как кантовское условие чувственного восприятия, а объективное, существующее вне смыслов, которые мы добавляем.