Одним из этапов научного исследования археологического предмета является его графическое представление. С самого начала становления археологии как науки для этого использовались рисунки — но при своей внешней схожести с академической традицией археологический рисунок преследует другие цели. Художник стремится зафиксировать отношение объемов, композицию, светотеневые особенности предмета. Археолог же документирует информацию о предмете, отражая все его технические и художественные особенности и оставляя за скобками обобщение, пространственность и украшательство. Археологический рисунок имеет много общего с ботаническим: в нем также сведено к минимуму авторское восприятие, он конкретен и служит носителем научного знания о предмете.

Археология построена вокруг артефактов и особенности их бытования, она изучает вещественную сторону истории. Создавая рисунок, археолог как бы ощупывает объект глазами, передавая его материальность следующему исследователю или зрителю в музее. Порой только при собственноручной отрисовке можно увидеть неявные, но важные для дальнейшего изучения предмета детали. Археологический рисунок, фотография или цифровое копирование в таком случае не взаимозаменяемы. Каждый из видов отображения имеет свои задачи, свою степень подробности.

Количество техник археологического рисунка многообразно — ее выбор диктует сама находка. Кроме того, хотя документальность выступает как главный принцип, эстетика все же является важной частью работы. Даже лучшая копия уступает материальному оригиналу по силе живого впечатления, с которым археологу-документатору приходится считаться, чтобы сделать достоверный рисунок. Такой творческий подход делает археологическую графику не просто чертежом, а настоящим произведением искусства.

На выставке «Рисуем археологию» экспонируются рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками, работающими в этой области. Предметы представляют все периоды истории человечества, причем каждый имеет на выставке свое цветовое обозначение: Каменному веку соответствует серый цвет, эпохе бронзы — зеленый, Античности и раннему железному веку — красный, эпохе Великого переселения народов — голубой, Средневековью — желтый.

Работы сгруппированы по материалам, из которых изготовлены «портретируемые» предметы: камень, кость, глина и металл. Чтобы сравнение было более наглядным, к каждому разделу подобрана пара из показательного археологического объекта и его иллюстрации. Отдельную группу экспонатов составляют цветные рисунки — не все предметы археологии можно раскрыть без красок.

Место проведения: Гербовый зал, Смоленская площадь, 13/21, 1 этаж (слева от основного входа в Библиотеку им. Добролюбова)

Вход на выставку по билетам в Гербовый зал города Москвы.