В Центре Гиляровского, филиале Музей Москвы, стартует новый тематический цикл «Личная коллекция» — это серия встреч с московскими коллекционерами, которые расскажут о своих уникальных собраниях, поделятся воспоминаниями и покажут гостям свои лучшие экспонаты. Предметом для коллекционирования могут стать монеты, кирпичи, предметы интерьера, карты и даже царские аптечные пузырьки. Однако мы будем говорить не только о редких экспонатах, но и о тех людях, которые их собирают — ведь за каждой вещью из личной коллекции скрывается своя уникальная история.
Место проведения: Центр Гиляровского, Столешников переулок, д. 9, стр. 5
Участие: по бесплатным билетам
Программа:
● 16 января, 19:00 — «Фалеристика»
Михаил Тренихин с раннего детства увлекался собирательством, позднее его заинтересовали монеты. В старших классах школы он начал коллекционировать нагрудные знаки по теме пионерии и комсомола, которые находил на барахолках. Так в его жизни возникла фалеристика (коллекционирование и изучение истории орденов, медалей, значков, жетонов и других нагрудных знаков).
Далее началось изучение литературы, общение с коллегами-коллекционерами и обучение в Государственной академии славянской культуры, где Михаил увлекся темой знаков и наград славянских стран. С годами его хобби стало профессией: он написал большое количество статей по этой теме, в том числе стал одним из авторов Большой Российской энциклопедии со статьей «Фалеристика». Также не раз выступал на радио и телевидении, читал публичные лекции (в том числе в Государственном историческом музее, музее Тропинина, родном музее-заповеднике «Царицыно»), проводил учебные курсы по фалеристике для студентов МГИК и МГУТУ, где использует свою обширную коллекцию знаков, жетонов, орденов и медалей в качестве учебного пособия.
Несколько лет назад Михаил начал интересоваться старыми фотографиями и филокартией (коллекционированием открыток), а также собирательством предметов, связанных с панславянским Сокольским движением, которое составили в его собрании отдельную капсульную коллекцию. На встрече он расскажет не только о своем увлечении фалеристикой, но и о том, как был связан Владимир Гиляровский с историей панславянского Сокольского движения в России.
Лектор: Михаил Михайлович Тренихин — коллекционер, художник-график, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», доцент кафедры истории МГУТУ им. К.Г. Разумовского, заместитель главного редактора журнала «Коллекция»
Прошедшие встречи:
● 12 сентября, 19:00 «Географические карты»
Онлайн-архив географических карт retromap.ru знаком не только специалистам-историкам. Его главная особенность, помимо высокого разрешения хранящихся там изображений, — это возможность накладывать старые карты на новые.
Но самое интересное, что большая часть карт, представленных на портале, являются экспонатами из личной коллекции его создателя — Сергея Тарасова. Будучи выпускником МФТИ, он долгое время занимался разработкой советских суперкомпьютеров, позже работал и в американских корпорациях. Он также увлекается путешествиями и посетил в общей сложности уже более 70 стран, причем во время своих поездок приобретал в антикварных магазинах различные карты, которые со временем и послужили основой для создания портала.
На встрече Сергей Тарасов расскажет о том, как и почему увлекся коллекционированием карт, как он пополняет и систематизирует свое собрание. Гости встречи смогут узнать, какие бывают карты и как они эволюционировали на протяжении веков, а также увидят некоторые экспонаты из его обширной коллекции.
● 1 октября, 19:00 — «Фотокамеры»
Руководитель Редакции фотоинформации ТАСС, директор Фотохроники ТАСС и преподаватель кафедры фотожурналистики факультета журналистики МГУ Сергей Шахиджанян — профессиональный коллекционер. Причем его уникальное собрание старых фотокамер очень тесно связано с его работой.
Вот что рассказывает сам Сергей о появлении своей коллекции: «Как-то раз я шел в редакцию издательского дома «Аргументы и Факты», где тогда работал, и увидел под лестницей старый фотоаппарат ФКД 18х24 с громоздким штативом. Он меня заинтересовал. Оказалось, он достался «по наследству» от фотоателье, которое раньше располагалось в одном из помещений «АиФа», который тогда был в самом расцвете сил, с тиражом 33 миллиона, и находился в роскошном особняке на Мясницкой улице. Камеру хотели списать и уничтожить. Я загорелся идеей ее спасти и выкупить. По балансовой стоимости она ничего не стоила — и мне ее отдали. Она стала первым фотографическим артефактом, который я привозил студентам на занятия».
Дальше — больше: Сергей стал изучать историю и собирать фотокамеры, которые оказали влияние на развитие фотографии, особенно те модели, которыми были сделаны самые известные снимки. В итоге в его коллекции появился такой же фотоаппарат «Старт», как тот, которым Валерий Генде-Роте снимал рапорт Юрия Гагарина Хрущеву, а также «Контакс» Роберта Капы, «Лейка» Родченко, «Лейка» Халдея, «Лейка» Картье-Брессона и другие. Во время занятий со студентами он показывает им известные фотографии и дает в руки такую же камеру, которой работали великие фотографы.
Собирая фотокамеры как учебные пособия для своей преподавательской деятельности, Шахиджанян создал что-то вроде музея на колесах, где насчитывается уже более 600 камер самых разных типов: от допотопной дагерротипной до первых цифровых фотоаппаратов. Он привезет на встречу самые интересные камеры из своей коллекции и расскажет, чем отличаются аппараты вековой давности от современных.
● 24 октября, 19:00 — «Меморифилия: советские документы»
Иван Шевелев — коллекционер со стажем: с раннего детства он собирал марки и боны (денежные знаки), а со временем перешел на коллекционирование и изучение проездных билетов московского транспорта. На протяжении последних 10 лет Иван также занимался собиранием памятников советского документального прошлого.
Он рассматривает феномен «документа» не только с точки зрения исторического источника, но и как предмета коллекционирования и музейного экспоната. В данном ключе он развивает тему «меморифилии» (включая коллекционирование пригласительных билетов, мандатов, пропусков на разные мероприятия и аналогичных документов). В его собрании имеются документы советских политических, культурных и научных деятелей, отражающих историю советской Москвы, а также множество автографов.
Про самые интересные находки коллекционер пишет в собственном блоге «Музей советского документа». Во время встречи он расскажет о своем увлечение и представит самые интересные экспонаты из своей обширной коллекции, которая насчитывает в общей сложности уже более 13 тысяч предметов.
● 7 ноября, 19:00 — «Наполеоновские бонбоньерки и не только»
Александр Спивак — коллекционер жестяной упаковки, связанной с Отечественной войной 1812 года, филолодист, боксоферрофил, наполеонист. Его собрание начало формироваться еще 15 лет назад и сейчас в нем насчитывается около 75% жестяных коробок, выпущенных к 1912 году.
Как и многие коллекционеры, Александр с самого детства собирал различные предметы. Кроме бонбоньерок, у него также есть коллекции марок, оберток, нарукавных нашивок, картины, редкий фарфор, более 15 тысяч предметов фалеристики, коллекции дореволюционных фотографий, документов и книг, а также более 5 тысяч экспонатов, связанных с историей Юго-Запада Москвы.
Друзья Александра шутят, что он познает Москву через призму своих коллекций. А сам коллекционер считает, что его собрания «должны жить», поэтому регулярно демонстрирует их на выставках и во время лекций в разных музеях, выставочных залах, школах и библиотеках. Некоторые предметы появляются и на страницах журнала «Московский краевед», а подкаст Александра «Наполеоновские бонбоньерки» занял первое место в фестивале-смотре «Местознание» в номинации «Мастер цифровизации». Во время встречи он расскажет о своем увлечение и представит самые интересные экспонаты из своей обширной коллекции.
● 21 ноября, 19:00 — «Ресторанная культура»
Наталья Титова — куратор фонда «Московское время» и автор путеводителя «Москва — вкусы прошлого», уже на протяжении многих лет собирает предметы, связанные с дореволюционными заведениями общепита. Первой ее находкой стал обнаруженный на блошином рынке «Прейсъ-курантъ кушаньямъ и винамъ ресторана “Россия” Наумов». Это была всего лишь обложка без вкладыша с перечнем угощений и ценами, где не был указан даже адрес ресторана. С желания выяснить происхождение этого предмета и началось увлечение Натальи ресторанной историей, которая оказалась гораздо любопытнее наших представлений о ней.
Как выяснилось, даже самые обыкновенные артефакты, такие как счет о практике кредитования, трактирные марки, подписанная открытка с перечнем фирменных угощений или поздравительная карточка, могли поведать много интересного о ресторанном быте прошлого. А более редкие экспонаты вроде устричных вилочек или щипцов для спаржи заставляли задуматься: откуда привозились моллюски, как их хранили, какова была ресторанная устричная порция, что в те времена готовили из спаржи и как ее подавали, была ли она дорогим угощением?
Подобных примеров масса — и о самых интересных мы поговорим на предстоящей встрече. Наталья продемонстрирует различные предметы из своей коллекции, которые принадлежали как именитым ресторанам, так и малоизвестным, а также расскажет об истории своих находок и неожиданных открытий. Мы рассмотрим все необычные предметы и вместе подумаем, как их могли использовать в ресторанах начала ХХ века.
● 10 декабря, 19:00 — «Комиксы» (отмена)
Для Андрея Дроздова коллекционирование комиксов стало делом всей жизни: он начал собирать их в самом детстве и продолжает до сих пор. В итоге это необычное хобби превратилось в работу и он стал заведующим комикс-центром smart-библиотеки имени Анны Ахматовой.
Его коллекция, в которой представлена разнообразная графическая периодика России XIX-XX веков, наглядно показывает развитие карикатуры и иллюстрации, плавно перетекая в такой жанр, как комикс. Свое собрание коллекционер делит по историческому принципу: дореволюционная Россия (журналы «Будильник», «Сверток», «Бич», «Пламя» и другие), советский период до ВОВ (журналы «Чиж», «ЕЖ», «Сверчок»), военная агитистория и послевоенная периодика в комиксах, новое время (вплоть до 2004 года), первые переводные комиксы крупных западных издательств в России.
Помимо этого, там есть прижизненные издания поэтов Серебряного века и французские графические романы 1920-40-х годов, а особое место занимают книги издательства «Академия». В рамках встречи Андрей Дроздов расскажет о своей уникальной коллекции и покажет самые интересные экспонаты.