С июня по август Городское экскурсионное бюро Музея Москвы совместно с проектом «Москва ближе к берегу» запускают уникальную экскурсионную и лекционную программу, посвященную 80-летию Канала им. Москвы, его истории и современности.
В 2017 году Канал имени Москвы отмечает своё 80-летие и 70-летие с момента, когда получил своё настоящее имя в честь 800-летнего юбилея города. Построенная в 1937 году водная артерия связала Москву и Волгу, напитав волжской водой Москву-реку и Яузу. Москва стала центром судоходства, Портом пяти морей. Канал вернул главной реке города полноводность, сделал её украшением и осью нового города, облик которого создавался в 30-50-х гг. XX века.
Канал им. Москвы — это выдающееся гидротехническое сооружение своего времени как по вариантам инженерных решений гидроузлов, водохранилищ, деривационных каналов, питающих водой городские водозаборы, так и по архитектурному оформлению. Это единый архитектурный ансамбль, своеобразный советский вариант общемирового стиля ар-деко, сохранившийся в почти первозданном виде и производящий сильное впечатление. Над обликом шлюзов и технических зданий работали Д. Савицкий, В. Кринский, Г. Гольц, А. Рухлядев. Канал им. Москвы является уникальным экскурсионным объектом, отражающим важнейший пласт истории не только столицы, но и всей страны.
Лекция Великая стройка социализма. Канал Москва-Волга
Увлекательная и познавательная лекция познакомит с историей проектирования и строительства Канала. На лекции вы узнаете о значении гидросооружений, созданных в 30-е годы для современной системы городского хозяйства, об устройстве гидроузлов и особенностях работы механизмов шлюзов. Узнаете об уникальных насосах, вот уже 80 лет перекачивающих волжскую воду на высоту 9-этажного дома, и другой, не менее интересной технике, работающей на Канале и принимавшей участие в его строительстве.
Лектор: Тарас Чубчик, историк речного транспорта, автор проекта «Москва ближе к берегу».
Дата и время: 15 июня, четверг, 19:00
Место проведения: Лекторий Музея Москвы, Зубовский бульвар, 2
Участие бесплатно по предварительной регистрации.
Теплоходная экскурсия Большой сталинский стиль на Москве-реке
Путешествуя по реке, мы сможем увидеть наиболее характерные здания и сооружения Сталинской эпохи: «Дом на Набережной» Б. Иофана, место, где должен был вознестись Дворец Советов, ансамбли жилых домов на Фрунзенской и Космодамианской набережных, возникшие как в период 1938-1941 гг., так и в 1947-1954 гг., знаменитые московские «высотки», ставшие апофеозом «Большого стиля». Узнаем, как обводнение Москвы реки в результате строительства Канала Москва-Волга определило дальнейший ход реконструкции столицы, в частности – кардинальное изменение облика прилегающих к реке районов города, появление новых уникальных рекреационных территорий, заложенных в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Полюбуемся изящными арками мостов, созданных в 1938 году, и откроем для себя, как их конструкция связана с новой, транспортной ролью реки. Узнаем, какой новый вид транспорта появился в Москве благодаря обновлённой водной системе.
Дата и время: 17 июня, суббота, в 12:00
Маршрут: Крымский мост – Котельническая набережная, Большой Устьинский мост – ЦПКиО им Горького – Воробьёвы горы/Лужники — Бержковская набережная – Ростовская набережная — Киевский вокзал – Крымский мост.
Экскурсовод: Мария Калиш — историк, москвовед, старший научный сотрудник Музея Москвы
Организаторы: Городское экскурсионное бюро Музея Москвы, судоходная компания «Алые паруса».
Продолжительность: 2 часа 15 минут
Начало и окончание маршрута: причал «Крымский мост», Фрунзенская наб., дом 8-10, ст. метро «Парк культуры» Кольцевой и Сокольнической линии.
Стоимость: 900 руб., цена со скидкой* — 700 руб.
Приобрести билеты можно в кассах Музея Москвы или онлайн.
Теплоходная экскурсия Великие стройки века. Канал Москва-Волга. Памятник трудовому подвигу
Путешествие на т/х «Портъ-Артуръ 2.0» по редко посещаемому участку величайшего сооружения XX века – Каналу имени Москвы, превосходящему грандиозностью замысла и масштабами исполнения знаменитые Суэцкий и Панамский каналы. Гидросооружения, запущенные в далёком 1937 году, исправно работают, снабжая волжской водой Москву и обеспечивая судоходство, делая Москву портом пяти морей. И ведь вода в этой системе течет вверх! Если исчезнет Канал — исчезнет и наша столица. И во время экскурсии мы узнаем, почему!
За теплоходом закроются массивные ворота шлюза, выдерживающие тысячетонный напор воды, забурлит вода, подаваемая в шлюз с верхнего бьефа и, как в лифте, теплоход поднимется на десятиметровую высоту. То, что будет доступно вашему обозрению, видят только капитаны речных судов, проходящих из Канала имени Москвы в Москву-реку.
Наш маршрут пройдет через шлюзы и даже по мосту. Вы видели когда-нибудь теплоход, идущий по мосту?! Это место, где пересекаются пути всех видов транспорта, и воздушного в том числе!
Экскурсовод: Тарас Чубчик, историк речного транспорта, автор проекта «Москва ближе к берегу».
Дата и время: 18 июня, воскресенье, 10:30
Маршрут: Северный речной вокзал – шлюз №7 – шлюз №8 – Серебряный бор – шлюз №9 Карамышевский гидроузел – Северный речной порт – Москва-Сити.
Продолжительность: 4 часа 30 минут – 5 часов (в зависимости от времени шлюзования).
Начало маршрута: Северный речной вокзал, Ленинградское шоссе, 51, cт. метро «Речной вокзал». Т/х «Портъ-Артуръ 2.0», посадка с 10:30, отправление в 11:00
Окончание маршрута: Причал «Краснопресненский парк» (Москва-Сити): Краснопресненская набережная, напротив Экспоцентра. Ст. метро «Выставочная» Филёвской линии, «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, «Деловой центр» МЦК.
Стоимость: билет 1 250 руб., детский билет (6-11 лет) — 800 руб. До 6 лет бесплатно.
Приобрести билеты можно в кассах Музея Москвы или онлайн.
Пешеходная экскурсия: Речные ворота Москвы
Увлекательное путешествие, посвящённое одному из символов великих строек 30-40-х годов XX века, комплексу Северного речного вокзала и Северного речного порта, возведённому 80 лет назад. Это один из тех памятников, которые воспроизводят образ «социалистического рая» и должны были олицетворять доблестный труд и непременное право на отдых советского человека. Мы прогуляемся вдоль причалов с застывшими белоснежными теплоходами, ожидающими своих пассажиров. Полюбуемся уникальным зданием – пароходом, которое было спроектировано архитекторами А. М. Рухлядевым и В. Ф. Кринским, пройдёмся по аллеям парка площадью более 50 га, созданным по проекту Т.П. Шафранского, и сооружениями Северного речного порта. Узнаем об особенностях навигации по каналу им. Москвы и откроем для себя, почему Москва называется «порт пяти морей». А так же узнаем увлекательную историю о том, как звезда со Спасской башни Кремля вознеслась над водами Химкинского водохранилища.
Поговорим об истории места и этапах строительства Северного речного вокзала, символике его скульптурного украшения, и какой памятник мировой архитектуры стал прообразом для архитектурного решения здания Северного речного вокзала. Обратим внимание на знаменитые «тарелочки» на фасадах центральной части вокзала и узнаем, кто и где их создал, а также, что на них изображено. Узнаем и как отмечалось начало навигации. Представим, как создавались изящные пропилеи, украшающие вход на причалы, как расстилалась широкая гранитная лестница от главного портала центрального здания, поднималась ввысь похожая на мачту корабля высокая башня, врезались в толщу земли причальные стенки, и технические сооружения порта, когда на месте водного зеркала ещё рос чахлый кустарник, и колыхалась трава. Узнаем, какие здания и сооружения необходимы речному порту, и какие типы судов могут разгружаться в порту.
Экскурсовод: Тарас Чубчик, историк речного транспорта, автор проекта «Москва ближе к берегу».
Дата и время: 22 июня, четверг, 18:30
Место встречи: ст. м. «Речной вокзал», выход к парку «Дружба» (первый вагон из центра), на улице, у входа в ТЦ «Речной».
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Стоимость: 400 руб., цена со скидкой* — 300 руб.
Приобрести билеты можно в кассах Музея Москвы или онлайн.
Теплоходная экскурсия: На юго-восток по Москве-реке. Москворецкая шлюзованная система
Увлекательное водное путешествие по Москворецкой шлюзованной системе. Мы увидим первые построенные сооружения в системе Канала им Москвы, и узнаем, как они оказались на юго-востоке города, хотя сам канал находится на северо-западе. Узнаем, где селились самые древние жители московского региона, и когда появились первые шлюзы на Москве-реке. Найдём целый архипелаг на Москве-реке «Шлюзы» и самый настоящий маяк, узнаем, что такое туер, и как работает шлюз. Полюбуемся с непривычного ракурса великолепными видами царского села Коломенского и старинного Николо-Перервинского монастыря.
Экскурсовод: Тарас Чубчик, историк речного транспорта, автор проекта «Москва ближе к берегу».
Дата и время: 30 июня, пятница, 18:15
Маршрут: Нагатинская наб. – Южный речной вокзал – Нагатинский затон без захода — Южный речной порт – Перервинская плотина, здание ГЭС, затон технического флота, 11 шлюз – шлюз №10, шлюзование – маяк – Коломенское, москворецкая шлюзованная система,– 10-11 шлюзы и плотина.
Продолжительность: 3,5 часа (в зависимости от времени шлюзования).
Начало и окончание маршрута: причал «Кленовый бульвар». Нагатинская наб. Ст. метро «Коломенская» 15-20 минут пешком.
Стоимость билетов: билет 1 250 р. | Дети (6-11 лет) — 800 руб. До 6 лет бесплатно.
Билеты можно купить в кассах Музея Москвы или на сайте Городского экскурсионного бюро.
Мини-круиз «От башен Москва-Сити до порта пяти морей»
Приглашаем вас в путешествие по Каналу им. Москвы от делового комплекса «Москва-Сити» до Северного Речного вокзала! Наша экскурсия начнется с посещения Музея Сити — первого музея высотного строительства Москвы, расположенного на 56 этаже делового комплекса «Империя»! Вы полюбуетесь головокружительным видом на город, узнаете как с историческим развитием Москвы появлялись и менялись городские высотные ориентиры. Вы узнаете историю строительства делового центра «Москва-Сити», посмотрите на него глазами его создателей и обитателей, узнаете об уникальных инженерных решениях и о будущем квартала небоскребов. Путешествуя на теплоходе «Гжель» по редко посещаемому участку Канала им. Москвы, мы еще раз полюбуемся небоскрёбами делового центра столицы, проплывем под аркой Живописного моста, парящей над Москвой-рекой, словно инопланетный корабль. Рассмотрим в подробностях устройство Карамышевского гидроузла, в архитектуре плотины которого можно найти переклички с Петровским путевым дворцом и дворцом в Царицыно. Пройдём по «водяному мосту» над Волоколамским шоссе, полюбуемся шлюзами № 7 и № 8 , созданными Владимиром Кринским — учеником Николая Ладовского и Ивана Жолтовского. Окунёмся в непривычную тишину зелени Серебряного бора, услышим звуки реки и пение птиц. Окончится наше путешествие у Северного Речного вокзала — символа Москвы как «Порта пяти морей».
Экскурсоводы в Москва-Сити: сотрудники Городского экскурсионного бюро Музея Москвы: Лариса Скрыпник, Мария Калиш, Мария Никитина, Константин Полещук.
Экскурсовод на теплоходе: Тарас Чубчик, историк речного транспорта, автор проекта «Москва ближе к берегу».
Дата и время: 9 июля, воскресенье, 12:00
Организаторы: Городское экскурсионное бюро Музея Москвы, ПАО «Сити», проект «Москва ближе к берегу»
Стоимость: 1 550 руб. Приобрести билеты можно онлайн: www.mosburo/mcity или в кассе Музея Москвы (Зубовский бул., 2). При себе необходимо иметь залог за выдачу радиогида: 1 000 руб., или документ, удостоверяющий личность.
Место встречи: на первом этаже Делового комплекса «Империя» (Пресненская набережная, 6, стр. 2)
Как добраться: от ст. метро «Выставочная» (Филёвская линия) направляйтесь к торговому мосту «Багратион», что на Пресненской Набережной, оттуда прямиком к ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», где перед вами откроется вид на спиралевидную башню «Эволюция». Деловой комплекс «Империя» находится сразу за ней.
Продолжительность экскурсии: 7-8 часов (в зависимости от времени шлюзования).
Окончание маршрута: Северный речной вокзал: Ленинградское шоссе, 51, ст. м. «Речной вокзал» в 19:00-20:00 (в зависимости от времени шлюзования).
Организаторы проекта: