В Москве стартовал арт-проект «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города». В его программу войдут более 20 лекций и дискуссий с ведущими экспертами, исследователями и кураторами в области паблик-арта, городской среды и архитектуры, а также аудиогид и веломаршруты по городу.
Центральное событие программы — международная конференция по паблик-арту в городской среде «Искусство в городе». Она пройдет 27 и 28 октября в Музее Москвы. В событийную программу также войдут встречи с художниками-участниками проекта и серия мастер-классов курса «Супергид», где москвоведы расскажут, как придумать и спланировать прогулку по городу.
Расписание событийной программы
Artist talk: Роман Ермаков
18 сентября в 19:00
Место проведения: Музей Москвы
Необходима регистрация
Больше десяти лет Роман Ермаков создает паблик-арт-объекты и кинетические костюмы. Мировую известность художнику принесла авангардная коллекция «Живые скульптуры», увидевшая свет в 2009 году. Первая персональная выставка «Танцующая ось пятого измерения» открылась в галерее «Здесь на Таганке» в 2019 году и была посвящена городской скульптуре. В 2020 году вместе с группой студентов Ермаков разработал шестиметровую инсталляцию «Юла» для арт-парка «Таврида», а в 2021 году его «Стабильная композиция» стала частью выставки паблик-арта «Красный сад» на Красной площади.
Artist talk: Сергей Шеховцов
23 сентября в 19:00
Место проведения: Галерея «ЗДЕСЬ на Таганке», ул. Таганская, 31/22
Необходима регистрация
Сергей Шеховцов называет себя «абсолютно классическим художником», но, в отличие от великих скульпторов прошлого, в своих работах использует легкие и недолговечные современные материалы: поролон, пенопласт, пластик. В 2004 году Шеховцов представлял Россию на биеннале в Сан-Паулу, в 2009 стал одним из экспонентов Русского павильона на Венецианской биеннале, персональные выставки художника прошли в Пермском музее современного искусства PERMM (2011) и в Третьяковской галерее (2014).
Лекция Ивана Симонова «Городские микроинтервенции»
2 октября в 16:00
Место проведения: Галерея На Шаболовке, Серпуховский Вал, 24, корпус 2
Необходима регистрация
В своей лекции Иван Симонов расскажет об уличном искусстве и его особенностях, а также о том, как можно убедительно взаимодействовать с городом, не прибегая к сложным техническим инструментам. Заключительная часть лекции будет посвящена художникам, которые работают с городом в микроформате и делают свои работы при помощи простых средств.
Иван Симонов — фотограф, художник, автор стрит-арт-проекта #Маленькиелюди.
Artist talk: Аристарх Чернышев
6 октября в 19:00
Место проведения: Московский зоопарк, лекторий, Большая Грузинская улица, д. 1
Необходима регистрация
В своей новой работе в рамках проекта «Здесь и сейчас», созданной в формате дополненной реальности и размещенной на территории Московского зоопарка, Чернышев заглядывает в будущее и создает жука-электропряда — замысловатый синтетический организм, главная функция которого заключается в получении «зеленой» энергии без сжигания ископаемого топлива и других природных ресурсов. Электричество внутри него вырабатывается из отходов сельскохозяйственного производства и аккумулируется в специальном хранилище, откуда потом поступает к конечному потребителю.
Аристарх Чернышев — один из пионеров медиа-арта в России. В начале 1990-х годов он организовал первый в России паблик-арт-проект «Искусство принадлежит народу»: работы художников появились на пустующих рекламных щитах. В 2005 году совместно с Алексеем Шульгиным открыл галерею-воркшоп «Электробутик» на «Арт-стрелке».
Художник участвовал в 4-й Московской биеннале под кураторством Питера Вайбеля, Asian Art Biennale Meditation 2011, 5-й Сеульской международной биеннале медиа-арта. В 2009 году стал лауреатом Премии Кандинского. Его работы вошли в коллекции МАММ, Музея Москвы, фондов Stella Art Foundation и «Екатерина».
Лекция Игоря Поносова «Партиципаторные практики в уличном искусстве: соучастие и вовлечение жителей, социальный аспект»
9 октября в 16:00
Место проведения: Электромузей, ул. Ростокинская, 1
Необходима регистрация
Соучастное или партиципаторное уличное искусство — это попытка отказаться от декоративной функции, превалирующей сегодня в стрит-арте, уйти от монументальных изобразительных форм в сторону устойчивых социальных изменений. Сегодня художники все чаще выбирают эту практику, чтобы вовлечь в процесс зрителя — так произведение становится не просто коллективной работой и хэппенингом, но и своеобразной социальной скульптурой. На лекции будут рассмотрены самые яркие мировые и российские примеры подобных практик, а также художники, стремящиеся противостоять эстетическому аспекту в современном уличном искусстве.
Игорь Поносов — художник, куратор и теоретик уличного искусства. Автор книг «Искусство и город» и Russian Urban Art: History and Conflicts. Лауреат премии Сергея Курёхина в области современного искусства, номинант премии Кандинского. Куратор выставочных и фестивальных проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, а также в Казани и Бишкеке.
Artist talk: Игорь Шелковский
11 октября в 19:00
Место проведения: Музей Москвы, фойе первого корпуса
Модератор дискуссии: Ирина Горлова, искусствовед, куратор выставочных проектов. В 1989 году окончила исторический факультет Московского государственного университета, отделение истории и теории искусства. С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), с 2017 года — руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи.
Необходима регистрация
Стиль Игоря Шелковского сформировался в 1970-е годы, когда он начал создавать деревянные скульптуры и трехмерные композиции, напоминающие о конструктивистских экспериментах. В сравнении с ними «Ваза с цветами» более лаконична и выразительна. Этот тонкий, линейный образ — схематичное изображение цветов, выполненное из стали. Яркая и контрастная композиция Шелковского заставляет вспомнить об архитектонах Казимира Малевича — объемных супрематических моделях, которые также строились из простейших геометрических элементов. При этом художник вдохновлялся природными формами, позволяющими придать изображению легкость и гармоничность. Такого рода «букеты» — визитная карточка Шелковского. Его произведения стали первыми паблик-арт-экспонатами в собрании Третьяковской галереи. В 2020 году за скульптурную серию «Люди» Игорь Шелковский получил награду первой Московской Арт Премии.
Игорь Шелковский — для русского искусства, несомненно, культовая фигура. Он не только один из самых интересных современных скульпторов, но и издатель легендарного журнала «А-Я», писавшего о советском андеграунде и публиковавшего тексты таких авторов, как Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов. Не будет преувеличением сказать, что это его усилиями западные коллекционеры узнали о «другом» советском искусстве. Сегодня работы художника хранятся в собраниях Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея современного искусства Фонда Людвига в Вене, Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.
На встрече вы узнаете, как Шелковский прошел путь от реставрации фресок и икон в Новгороде и московском Кремле в 1960-х до международной художественной карьеры.
Осветим вместе. Лекция и мастер-класс «Лаборатории света» по архитектурно-художественному освещению арт-объектов
12 октября в 17:30 (мастер-класс) и 18:30 (лекция)
Место проведения: Музей Москвы
Участие в практической части по заявке
Участие в лекции по регистрации
Во время лекционной части, которая начнется в 18:30, слушатели узнают о мировом опыте вечернего освещения паблик-арта, подходах и приемах, позволяющих создавать светом форму, формировать настроение зрителей в освещенном пространстве, выражать светом идеи и смыслы.
На мастер-классе участники на несколько часов превратятся в светодизайнеров: под руководством эксперта они придумают и реализуют временное освещение для скульптуры Романа Ермакова из серии «Танцующая ось пятого измерения», расположенной во дворе Музея Москвы.
Количество участников: до 14 человек.
Расписание:
18.30–19.30 — Открытая лекция «Мировой опыт освещения паблик-арта»
19.30–20.45 — Практическая часть: натурное светомоделирование на объекте (для участников, отобранных по заявке)
20.45–21.00 — подведение итогов практической части совместно с Романом Ермаковым
Ведущая мероприятия:
Анастасия Приходько — светодизайнер, кандидат архитектуры, доцент Московского архитектурного института (МархИ), основатель образовательного и исследовательского проекта по светодизайну «Лаборатория света», соавтор освещения объектов ЮНЭСКО, автор освещения арт-объекта «Юла» (скульпторы: Роман Ермаков, Чеслав Швайков, участники воркшопа, локация: арт-кластер Таврида).
Кто может принять участие в практической части «Осветим вместе»?
- Вы хотите создать свой световой сценарий в пространстве города и увидеть, как он изменит объект и локацию.
- Вам интересен практический аспект светодизайна.
- Вы готовы работать в команде единомышленников со светильником в руке.
Опыт работы со светом желателен, но не обязателен.
Artist talk: Sila Sveta (Александр Ус)
13 октября в 19:00
Место проведения: Музей Москвы, фойе 1 корпуса
Необходима регистрация
Студия «Сила света» представит свой объект «Летающий город / точка зрения», созданный в рамках проекта «Здесь и сейчас».
В 1928 году ученик архитектора Николая Ладовского — визионер Георгий Крутиков — защитил свой знаменитый дипломный проект «Город будущего». Для сохранения нашей планеты он предложил радикальное решение: перенести жилые дома в воздушное пространство, а на земной поверхности оставить только зоны для работы и отдыха. Продумал и специальные транспортные средства — летающие жилые капсулы. Именно этот проект стал вдохновением для команды «Сила света». Художники постарались максимально сохранить изначальную концепцию и с уважением к оригиналу переосмыслили конструкцию и фактуру города. Студия перенесла карандашные чертежи в трехмерный мир дополненной реальности, используя свой опыт работы со светом и пространством.
SILA SVETA — международная мультимедиа-студия, где создаются инсталляции и мультимедийные шоу для главных мировых событий аудиовизуального искусства. За последние 12 лет команда Sila Sveta удивляла зрителей сотен событий: они поставили «Лебединое озеро» на фасаде Большого театра, посвятили Малевичу футуристическое шоу на стенах Третьяковки, спроецировали самую большую в мире 3D-карту звездного неба на здание Минобороны и «прокачали» лазерами главную сцену музыкального фестиваля Outline.
Художники показывали инсталляции на Таймс-сквер, вместе с экспертами NASA участвовали в создании выставки в Космическом центре Хьюстона, срежиссировали 25-минутное мультимедийное шоу на открытии парка развлечений Trans Studio Cibubur в Джакарте.
Команда работает на ключевых мероприятиях музыкальной индустрии. Sila Sveta создала визуальное оформление сцены для североамериканского турне Дрейка и для выступлений Ивана Дорна, групп «Ленинград» и «Мумий Тролль». Также они делали графику для концертов на фестивале Coachella и видеоинсталляцию для бала Института костюма (Met Gala) в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Искусство социального напряжения: место и роль паблик-арта в городской среде. Лекция куратора Алексея Масляева
18 октября в 19:00
Место проведения: Музей Москвы
Необходима регистрация
Лекция посвящена разнообразным формам паблик-арта — «искусства без посредников», реализованным с 60-х годов прошлого столетия. В этой исторической перспективе оказываются лэнд-арт и энвайронмент, институциональная критика и арт-активизм, олдскульное граффити и стрит-арт, городская скульптура, партизанинг, перформанс и современный театр. «Родовым признаком» столь непохожих художественных стратегий выступает сам акт выхода на улицу, который является политическим жестом, утверждающим «право на город» (Лефевр). Сегодня в ситуации повышенного интереса общественности и городских властей к искусству в общественном пространстве и особого внимания к нему со стороны бизнеса важно не исказить сущностное содержание паблик-арта и увидеть его равноудаленным и от простого украшательствав общественном пространстве и особого внимания к нему со стороны бизнеса важно не исказить сущностное содержание паблик-арта и увидеть его равноудаленным и от простого украшательства, и от инструментальной полезности для общества, выражающейся в применимости искусства для разрешения тех или иных социальных проблем и катаклизмов. Лекция «Искусство социального напряжения» как раз и направлена на такое определение паблик-арта: не как объекта, размещенного в публичном пространстве, но как действия, которое само публичное пространство производит.
Алексей Масляев — куратор, преподаватель. Заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Куратор выставок «junk» (ММОМА, Москва, 2010), «Поддерживающие действия» (Artplay, Москва, 2010), «Я всегда знал, что мы встретимся» (Arthouse Squat Forum, Москва, 2011), «Позволь мне быть частью нарратива» (галерея «Paperworks», Москва, 2012), «Завтра воды не будет» (ММОМА, Москва, 2013; УФ ГЦСИ, Екатеринбург, 2014), «История требует продолжения» (выставочный зал Союза художников Республики Дагестан, Махачкала, 2013), «Образы музея» (MMOMA, Москва, 2014-15), «В моем случае – ни в коем случае» (MMOMA, Москва, 2016), «Инстинкт сохранения» (Fragment Gallery, Москва, 2017), «Облако, зацепившееся за гору» (MMOMA, Москва, 2017-2018), «Фонтан всего» (MMOMA, Москва, 2019), «Непрерывная функция» (MMOMA, Москва, 2019), «Вещи» (галерея Anna Nova, Санкт-Петербург, 2020), «Будни распознавателя образов» (ММОМА, Москва, 2021). Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» и «Региональный проект»; номинант премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект».
Artist talk и аудиовизуальный мастер-класс студии Stain
23 октября в 16:00
Место проведения: Зеленая школа Парка Горького
Необходима регистрация
Для посещения мероприятия нужен сертификат о вакцине либо ПЦР-тест, сделанный не ранее 72 часов до начала
Художники студии Stain расскажут о своем проекте «Интеграл ветра», который представлен в дополненной реальности на Андреевском пруду Нескучного сада. После этого пройдет мастер-класс «Сфера воды» для детей 9–12 лет, где участники в реальном времени с помощью цифровых технологий создадут аудиовизуальное произведение, которое будет записано и станет частью исследования свойств природных элементов.
«Интеграл ветра» — фантазийный объект, который выводит изучение свойств природы на новый уровень, неподвластный логике современной науки. Идея понять и просчитать ветер с помощью этого необычного устройства стала для его создателей аллегорией бесконечности человеческого познания. «Интеграл ветра» со множеством подвижных частей создан не только для высчитывания известных характеристик ветра, но и для изучения необнаруженных и несвойственных ему параметров, например: гиперсвязности, полиформности, сверхрезистентности или имманентности. Предположение о возможном существовании этих свойств расширяет наши представления о ветре как о сложной сущности, а также дает возможность увидеть ранее незамеченные в природе взаимосвязи.
Московская студия Stain создает аудиовизуальные проекты, пространственные и световые инсталляции в эстетике абстрактного с 2009 года. Авторы студии — Александра Гаврилова и Сергей Титов — исследуют свойства медиа и человеческого восприятия, используя алгоритмические и интерактивные методы. В 2010 году для фестиваля электронной музыки и медиаискусства MIGZ (Москва) художники разработали архитектурную проекцию на стены внутреннего двора фабрики «Красный октябрь». Через четыре года проект Gradient занял первое место в конкурсе видеомэппинга фестиваля «Круг света» (Москва). В 2018 году работа студии «Дискретизация» в формате короткого фильма стала частью программы международного фестиваля Punto y Raya, а также была включена в экспозицию выставки «Инновация как художественный прием» в Эрмитаже. Три работы Stain были представлены на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в 2020 году в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж», а в 2021 году в Третьяковской галерее.
Длительность лекции: 40 минут.
Длительность мастер-класса: 2 часа.
Artist talk: Мастерская 15
24 октября в 13:00
Место проведения: Музей космонавтики, проспект Мира, 111
Необходима регистрация
Для посещения мероприятия нужен сертификат о вакцине либо ПЦР-тест, сделанный не ранее 72 часов до начала
В лектории Музея космонавтики художники студии Мастерская 15 представят свою работу «Облачный узел», созданную в рамках проекта «Здесь и сейчас».
Для «Мастерской 15» территория Музея космонавтики — повод вступить в диалог с пространством, напрямую связанным с освоением космоса. В официальной космической программе главной фигурой советской мифологии был Юрий Гагарин. В мультимедийной работе на первом месте персонажи вымышленные — виртуальные деревья-облака, которые в огромном количестве разрослись вокруг монумента «Покорителям космоса». Их существование превращает территорию музея в поднебесье — пересадочный узел, где от ракет отделяются ступени и формируются облака. В любую минуту деревья могут оторваться от поверхности и воспарить ввысь.
«Мастерская 15» основана в 2018 году медиахудожницей Натальей Алфутовой и разработчиком игр Ярославом Кравцовым. Принцип работы студии основан на коллаборации современного искусства и видеоигр. С помощью виртуальной реальности, дополненной реальности, создания цифровых двойников, нейросетей и техношаманизма «Мастерская 15» создает медиа-арт-проекты. Работы Натальи Алфутовой и Ярослава Кравцова в разное время были представлены на ключевых арт-площадках Москвы, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Гааги, Линца, Кракова и в других городах по всему миру.
«Супергид. Паблик-арт в городской среде»
Первый поток: 21–30 сентября
Второй поток: 04–13 октября
Участие бесплатное, по заявке
Музей Москвы и арт-проект «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города» открывают новый набор на интенсивную онлайн-программу «Супергид», которая пройдет в два потока: с 21 сентября по 30 сентября и с 4 октября по 13 октября. Курс создан для сотрудников локальных культурных институций, а также для тех, кто хочет исследовать историю Москвы.