Музей Москвы запускает двухдневную конференцию к выставке «~всегда кроме когда нет». Молодые художники и художницы лаборатории «Каскад. Проект как метод» поговорят с экспертами из ведущих московских институций в сфере культуры и образования. 

С подростками встретятся кураторы и архитекторы, педагоги и психологи, дизайнеры и художники, директора школ и руководители детских программ из Музея Москвы,  фонда «V—A—C», ГМИИ им. А. С. Пушкина, Британской высшей школы дизайна, Политехнического музея, Хорошколы, «Европейской гимназии» и других учреждений.  

Мы поговорим о методиках работы с подростками, создании для них комфортной среды и о том, как должны перестроиться творческие и учебные площадки, чтобы привлечь молодую аудиторию.   


Расписание дискуссий

9 сентября 18:00–19:20«От методов к проекту: как работать с подростками».
Участники «Каскада» — подростки от 12 до 18 лет, которые вместе с профессиональными кураторами работают над проектами в различных областях искусства, а после создают групповую выставку. 

Какие методы помогают в общении между подростком и преподавателем? Как выстроить равноправную коммуникацию?  Можно ли применить эти знания в школах, музеях и в других местах? 

Мы ответим на эти вопросы, а также представим среду, где подросток может открыто говорить о своем опыте и исследовать волнующие его темы, принимать осознанные решения и определять личную сферу интересов.

Спикеры: 

  • Сергей Баринов, методист проектной деятельности Хорошкола, создатель проектной деятельности в НИУ ВШЭ, преподаватель Школьного Акселератора Сбербанка, научный сотрудник МГИМО;
  • Лада Шаповалова, куратор курса ArtsCool Creative Drawing, Британская высшая школа дизайна;
  • Ганна Зубкова, художник, куратор проекта «Каскад»;
  • Алина Василенко, дизайнер образовательных программ, руководитель бюро AV Education Design;
  • Катя Мелихова, создатель детской арт-резиденции «Кавардак», руководитель департамента по работе с детьми Политехнического музея;
  • Ольга Рокаль, архитектор, педагог, сооснователь и партнёр бюро УТРО и образовательного проекта МЕСТО;
  • Николай Комягин, искусствовед, педагог;
  • Александра Хейфец и Лидия Лобанова, руководители проекта «Каскад».

Модератор — Дарья Колганова, продюсер акселерационной программы «Фабрика туристических проектов и сервисов».

9 сентября 19:30–21:00 — «Переделать под себя. Подростки и среда».
Сегодня большинство культурных институций пытаются привлечь молодую аудиторию. Каждый год открывается все больше программ для детей и подростков. Участники «Каскада» вместе со специалистами обсудят, как сделать музей комфортной средой для подростков: чем они могут помочь музею, а музей — им.

Спикеры: 

  • Наталья Гомберг, руководитель направления «Пушкинский.Youth» в ГМИИ им. А. С. Пушкина;
  • Иван Боганцев, директор школы «Европейская гимназия»;
  • Катя Порутчик, вожатая, преподавательница, кураторка (АСД 2017-2019; «Место:», V—A—C, «Каскад»);
  • Анна Родионова, архитектор, партнер архитектурного бюро «Дружба», куратор образовательных программ «Драконопроекта» и проекта «Город для детей»;
  • Анастасия Шипицина, заведующая отделом по музейной педагогике музея современного искусства PERMM
  • Федор Орлов, тьютор Новой школы

Модератор: Анна Трапкова, директор Музея Москвы

11 сентября 18:00–19:20 — «Мама, я художник».

Родители участников «Каскада» по-разному воспринимали деятельность своих детей. Кто-то активно включался в создание выставки, а кто-то относился к ней как к независимой инициативе ребенка. 

Как дети могут рассказать родителям о своем искусстве? И в какой степени старшие члены семьи могут вмешиваться в работу детей? Мы поговорим об этом вместе с психологом проекта, родителями, кураторами и подростками, а также обсудим, как с помощью творчества разобраться в себе.

Спикеры: 

  • Дарья Молчанова, психолог, Психологический центр для подростков «Точка», психолог проекта «Каскад»;
  • Егор Ларичев, куратор, экспозиционер, музейный проектировщик, отец одного из художников проекта «Каскад»;
  • Екатерина Сараева, мама художника проекта «Каскад»;
  • Дмитрий Хворост, художник, куратор проекта «Каскад»;
  • Ирина Петракова, художница, кураторка проекта «Каскад»;
  • Полина Жураковская, ведущая образовательных программ, куратор Музея Москвы;
  • Полина Игнатьева, выпускница «Каскада» 2019-2020, участница выставки «≈ всегда кроме когда нет».

Модератор: Надя Папудогло, главный редактор онлайн-издания «Мел».

11 сентября 19:30–21:00 — «Личный опыт: как говорить о травме».

Искусство — способ говорить о травме. Поэтому произведения, созданные на «Каскаде» — это высказывания о наболевшем и пережитом, близком и чужом, личном и общем. Мы пригласили психолога, кураторов проекта и подростков поговорить о травматичном опыте, буллинге, исключении и о создании доверительной среды. 

Спикеры: 

  • Влада Айзина, клининческий психолог, Психологический центр для подростков «Точка»;
  • Женя Стратийчук, психолог, ведущая книжного клуба «Только не я» Музея истории российской литературы имени В.И.Даля;
  • Лиля Брайнис, директор образовательного проекта «Шалаш»;
  • Катрин Ненашева, художница, арт-активистка;
  • Ева Кравченко, участница проекта «Подростки и котики»
  • Сабина Байсарова, художница проекта «Каскад».

Модератор: Мария Сарычева, куратор проекта «Каскад».