Музей Москвы проведет VIII научно-практическую конференцию «Музей в городе — город в музее». В этом году она посвящена музею как образовательному центру и его различным просветительским стратегиям и проектам. Эксперты в области университетского и дополнительного профессионального образования, музейной педагогики и инклюзии обсудят актуальные образовательные практики взаимодействия музея с другими социальными институтами. События конференции будут транслироваться в прямом эфире эксклюзивно на странице Музея Москвы ВКонтакте, записи мероприятий позже будут доступны на образовательной платформе «Академика».
Место проведения: Музей Москвы, 3 корпус (Аудитория)
Программа конференции
6 декабря
День 1: «Подходы к образованию в музее: школы, ДПО и диджитал»
- 10:00 – 10:30 Торжественное открытие конференции
- 10:30 – 12:00 Панельная сессия «Музеи и школы: точки пересечения»
Часто первое знакомство с музеями происходит в детстве — во время школьной экскурсии или семейного визита, где образовательная функция музея сведена к закреплению пройденного на уроках. Однако сегодня музейные специалисты разработали много методов адаптации сложного экспозиционного материала для детей и подростков — от привычных лекториев к выставкам и детских кружков до новых форматов интерактивных практик с применением IT технологий. Эксперты обсудят, нужны ли современным школьникам музеи, какую роль в образовательных программах, ориентированных на профессии будущего, они могут играть, и как музейные образовательные программы встраиваются в парадигму «школа — вуз — ученая степень».
Модераторы:
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы
Наталья Катонова, ученый секретарь Музея Москвы
Спикеры:
Борис Столяров, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников РФ
Вячеслав Климентов, заместитель директора московского Музея космонавтики по научной работе, кандидат педагогических наук, историк
Тимур Вахитов, генеральный директор «Московской дирекции по развитию культурных центров» («Мосразвитие»)
Степан Овчинников, куратор проектов по взаимодействию со школами Дом культуры «ГЭС-2»
- 12:15 – 13:45 Дискуссия «Зачем музеи идут в вузы?»
За последние годы появилось сразу несколько магистерских программ, которые реализуются в партнерстве с музеями, где студенты максимально погружены в жизнь музеев — получают задания на основе текущих проектов, изучают фонды, проходят практику и в финале реализовывают музейный проект. Эксперты расскажут, как создаются такие магистерские программы, нацеленные на получение новой специальности или дополнительных профессиональных навыков, и какие теоретические и практические курсы входят в учебный процесс.
Модератор: Лия Чечик, директор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге
Спикеры:
Анна Новикова, академический руководитель образовательной программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Елена Шлиенкова, кандидат философских наук, доцент, декан Высшей школы искусств и дизайна Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Мария Польникова, глава Garage Academy, сооснователь кадрового агентства Zakadrom
Татьяна Гафар, заместитель генерального директора по развитию новых музейных пространств Государственной Третьяковской галереи
Татьяна Новоселова, MA in Cultural Management, руководитель магистратуры факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, директор Школы литературных практик
- 14:45 – 15:45 Проектная сессия «Выход институций в диджитал»
Современные музеи и другие учреждения культуры давно реализуют образовательные проекты в разных диджитал-форматах: тематические сайты, 3D-экспозиции, виртуальные выставки, аудиогиды в смартфонах, интерактивные экспонаты, оцифровка фондов и т.д. Участники представят актуальные диджитал-проекты, порассуждают, почему применение технологий необходимо в современных культурных институциях и с какими проблемами сталкивались их создатели.
Модератор: Мира Тесленко, заместитель генерального директора по развитию Музея Москвы
- 15:50 – 16:50 Дискуссия «Зачем корпорациям идти в музей?»
Сотрудничество с различными компаниями — будь то айти, финтех или другой бизнес — дает музеям возможность реализовать задуманный образовательный продукт, расширить свою аудиторию и географию. Но зачем компаниям делать совместные проекты с музеями? Спикеры обсудят сотрудничество между корпорациями и музеями, поделятся опытом взаимодействия с культурными институциями и создания совместных образовательных программ, расскажут, как правильно презентовать и вести свои проекты, чтобы партнерство получилось успешным.
Модератор: Мира Тесленко, заместитель генерального директора по развитию Музея Москвы
Спикеры:
Надежда Бокова, маркетинг-лид «Афиши» Тинькофф Города
Ксения Грацианова, креативный директор студии Magic Camp, Яндекс Go
Надежда Галкина, руководитель направления «Высшее образование» в Skillbox
- 17:00 – 18:30 Дискуссия «Музейное ДПО: выход за пределы внутрицехового образования»
Музеи, получившие образовательные лицензии, активно занимаются разработкой программ дополнительного профессионального образования (ДПО), ориентированных на людей с высшим образованием, которые хотят повысить квалификацию или освоить новую профессию. Образовательные треки в рамках музейных ДПО весьма разнообразны — от основ музейной деятельности до арт-терапии. Участники дискуссии обсудят, зачем музеям образовательные лицензии, что представляют собой музейные программы дополнительного профессионального образования, какие из них становятся востребованы и почему, а также каким видится будущее подобных программ.
Модератор: Наталья Сергиевская, эксперт по стратегическому развитию культурных проектов и организаций, генеральный директор Фонда «Будущее время», преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Спикеры:
Евгений Сафронов, разработчик программ дополнительного образования, методолог Garage Academy
Ирина Донина, кандидат культурологии, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея
Мария Правдина, ученый секретарь МБУК «Тотемское музейное объединение», куратор проекта «Школа музейного развития «За границами столиц», член президиума ICOM Russia
Алексей Новоселов, директор МБУК «Тотемское музейное объединение»
Юлия Тарабан, заведующая отделом образовательных программ и практик службы консультационно-методического взаимодействия с музеями Русского музея
Мариам Андреасян, руководитель отдела научно-методической работы и межмузейных проектов Политехнического музея, куратор проекта «Музейные связи»
7 декабря
День 2: «Музеи города и современные городские исследования»
- 10:00 – 12:00 Организационное заседание Секции городских музеев при Союзе музеев России
Секция городских музеев России была создана 12 апреля 2018 года в составе Союза музеев России. Кроме Музея Москвы в нее вошли семь музеев: Музей истории Санкт-Петербурга, Музей истории Екатеринбурга, Музей истории Ярославля, Музей истории Хабаровска, Музей Новосибирска, Музей истории города Советска и Музей Владивостока. Предметом деятельности Секции является сохранение, исследование и популяризация культурного наследия и современной жизни городов России.
Сессия посвящена организационным вопросам координации деятельности Секции городских музеев России, решению общих задач, стоящих перед всеми музеями городов, обсуждению определения «городской музей» и регламенту расширения состава Секции.
Модератор: Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы
Члены секции:
Владимир Кириллов, генеральный директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Игорь Пушкарев, директор Музея истории Екатеринбурга
Наталия Королева, заместитель директора Музея истории города Ярославля
Валерий Герасимов, директор Музея истории города Хабаровска
Елена Щукина, директор Музея Новосибирска
Наталья Михнович, директор Музея истории города Советска
Виктор Шалай, директор Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Участники:
Кирилл Кондратьев, директор Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»
Анна Гор, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина по региональному развитию
Наиля Аллахвердиева, руководитель Музея современного искусства «ПЕРММ»
Борис Столяров, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников РФ, заведующий отделом Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея
Артем Силкин, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск»
- 12:00 – 12:30 Презентация методического пособия «Москва без окраин»
«Москва без окраин» — проект, посвященный исследованию локальной идентичности городских районов, который Музей Москвы запустил в 2021 году. Изучением и репрезентацией каждого района кураторы занимаются вместе с местными жителями, экспертами и художниками. Задача проекта — представить прошлое, настоящее и будущее района через личные истории горожан. На основе опыта работы над проектом команда музея составила методическое пособие, которое поможет реализовать подобные проекты на базе других культурных институций.
Спикеры:
Алиса Савицкая, главный куратор студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, приглашенный куратор Музея Москвы;
Мария Сакирко, антрополог, старший научный сотрудник Музея Москвы.
- 12:45 – 14:15 Проектная сессия «Чему учат музеи горожан? Образовательная миссия городских и краеведческих проектов»
Городские и краеведческие музеи и дома культуры сегодня занимаются разработкой новых стратегий работы с сообществами и реализуют просветительские проекты, которые дают возможность взглянуть на историю и наследие городов с нового ракурса. Во время обсуждения проектов мы поговорим о том, какие подходы к современной городской культуре существуют и как проектировать образовательный опыт на базе городского музея.
Модератор: Татьяна Сохарева, руководитель отдела научно-просветительских и образовательных программ Музея Москвы
Спикеры:
Наталья Михайлова, заведующая образовательным отделом Дарвиновского музея. «Москва. Среда обитания», Дарвиновский музей
Антонина Белугина и Дарья Глобина, эдьюкейторки Дома культуры «ГЭС–2». «Летняя лаборатория для старшеклассников по городской антропологии Дома культуры “ГЭС-2”», Дом культуры «ГЭС-2»
Игорь Пушкарев, генеральный директор Музея истории Екатеринбурга. Проект «Екатеринбурговедение 2.0», Музей истории Екатеринбурга
Антон Никулин, руководитель общественной организации «Краеведческо-экологическое общество “Бутово”», основатель и президент Фонда поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие». «Музей Леонида Андреева в районе Южное Бутово», Краеведческо-экологическое общество «Бутово»
Лариса Поршунова, заведующая отделом музейных проектов и выставок Музея природы и человека в Ханты-Мансийске. «Money на реке Манье», Музей природы и человека в Ханты-Мансийске
Василиса Завалишина, экскурсовод отдела Представительства Государственного музея-заповедника «Куликово Поле», и Елена Белякова, методист по музейно-образовательной деятельности отдела Представительства Государственного музея-заповедника «Куликово Поле». «Образовательный проект “Школа юного археолога” как инструмент развития городского музея», Культурный кластер «Археология» в Музейном квартале города Тулы
Лариса Пискунова, руководитель проекта «Территория авангарда», начальник отдела Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Территория авангарда», Центр авангарда в Екатеринбурге
- 14:30 – 15:00 Представление результатов исследования «Образовательные форматы музея как способ интеграции городского сообщества»
Основой исследования стали интервью с руководством и сотрудниками музеев, собранные во время научных экспедиций. В ходе доклада Дарья Томасова подведет итоги проделанной работы и расскажет, что мотивирует музеи на создание новых образовательных проектов, чем обусловлен выбор форматов, какое применение находят новым технологиям, как происходит вовлечение аудитории и как трансформируется роль музеев и их восприятие.
Спикер: Дарья Томасова, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
- 15:30 – 17:00 Дискуссия «Образование экскурсоводов в музее и за его пределами»
Недавно принятый закон «Об основах туристической деятельности» и увеличение спроса на внутренний, локальный туризм вызвали большое количество экспертных дискуссий вокруг компетенций городского гида-экскурсовода и возможностей их применения на практике. Вместе с индустрией меняется и роль музеев в ней — участники дискуссии обсудят, как применить накопленные музеями за годы работы экскурсоводческие практики для обучения новых специалистов, какое образование может иметь гид и как повышение требований со стороны городских властей и туристов меняет профессию.
Модератор: Наталья Катонова, ученый секретарь Музея Москвы
Спикеры:
Александра Осипова, заместитель директора по музейной деятельности Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Александра Шарова, директор Школы современного экскурсовода Автономной некоммерческой организации культуры «Нескучный Нижний»
Елена Верховская, заместитель директора по образовательной и просветительской работе Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское»
Александр Чернов, заместитель начальника Управления по созданию туристско-информационной среды АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», руководитель проектов в области туризма Правительства Москвы
Давид Месаблишвили, главный специалист Управления по инфраструктурным проектам, АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», руководитель проектов в области туризма Правительства Москвы
Николай Чеканов, заместитель руководителя отдела по работе с посетителями Политехнического музея
- 17:15 – 18:45 Проектная сессия «Экскурсии в музее и в городе как образовательные практики»
Сессия будет посвящена образовательному потенциалу экскурсий и поиску новых решений в организации экскурсионной деятельности в городе и в музее. Участники обсудят, как адаптировать информацию под формат прогулок или посещение объектов культурного наследия, в чем заключаются преимущества и недостатки экскурсий по сравнению с научно-популярными лекциями и семинарами, а также поговорят о том, как работать с разной аудиторией посетителей и туристов.
Модератор: Андрей Клюев, руководитель Городского экскурсионного бюро Музея Москвы
Спикеры:
Лариса Поршунова, заведующая отделом музейных проектов и выставок Музея природы и человека в Ханты-Мансийске. «Money на реке Манье», Музей природы и человека в Ханты-Мансийске
Дарья Волкова, заведующая отделом просветительской деятельности филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре. «Конструктивизм пешком или Не только фабрика-кухня», филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
София Мацур, видеограф, ивент-менеджер, создатель более 70 мероприятий для детей и подростков, и Анастасия Меликсон, лингвист-методист, педагог, вожатый. «Карельский перешеек — от Разлива до Онеги»
Юлия Агеева, научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея. «Соберем искусство по кусочкам», Серпуховской историко-художественный музей
Марина Яуре, старший научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории России, экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня». «Литературная Пресня от Пушкина до Тарантино», Государственный центральный музей современной истории России, экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня»
Марина Серегина, методист музея-заповедника «Абрамцево». «У монастыря на Хотькове», Музей-заповедник «Абрамцево» и Музей «Дом урядника»
8 декабря
День 3: «Образование для детей и подростков в музее и проблема инклюзии в музейном образовании»
- 10:00 – 12:30 Проектная сессия «Увидеть важное: в поисках методов актуализации музейной темы»
Музей, долгое время считавшийся дополнением к школьному образованию, сейчас выступает полноценной образовательной площадкой с самостоятельными программами, а дошкольники и школьники начальных классов давно стали его постоянными посетителями. Участники дискуссии поразмышляют на тему актуализации детских программ в музее, обсудят методологию работы со сложным экспозиционным материалом и трудности, с которыми сталкиваются сотрудники при проектировании детских образовательных программ.
Модераторы:
Юлия Григорьева, руководитель Детского центра Музея Москвы;
Виктория Ровнова, руководитель сектора «Детский центр» Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина.
Спикеры:
Лариса Березовая, заместитель директора по развитию Музея-заповедника «Бородинское поле». «Формирование образовательного центра для молодежи» Музей-заповедник «Бородинское поле»
Варвара Алешина, заведующая отделом популяризации архитектуры Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. «АРХИлагерь. Летний городской лагерь в Музее архитектуры», Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
Анна Букина, культурный организатор Детского музейного центра Пермского краеведческого музея. «Детский выставочно-просветительский проект “Про Льва, который стал писателем…”. “Игра-тест-квест” как способ актуализации творчества писателя Льва Давыдычева», Пермский краеведческий музей
Марина Семенцова, заведующая сектором культурно-массовых мероприятий Отдела социо-культурной деятельности Пермского краеведческого музея. «Фестиваль-игра «ГОРКИ»», Пермский краеведческий музей
Екатерина Симонова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея. «Музейно-образовательные занятия “Пушистые москвичи” и “Пернатые москвичи” для дошкольников», Государственный Дарвиновский музей
Александр Афанасьев, заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы. «Семейные программы выходного дня в музее или археология для больших и маленьких », Музей археологии Москвы
Юлия Коржевина, куратор Пушкинский.Ю. «Гениальные лоси», Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Ольга Савина, научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева. «Мир русского монастыря», Музей имени Андрея Рублева и Государственный исторический музей
Павел Огневенков, экскурсовод Красноярского краевого краеведческого музея. «Птичий двор – экскурсия – прогулка с воробьем Пашей», Красноярский краевой краеведческий музей
Светлана Козлова, ученый секретарь Музея истории города Ярославля имени В.Г. Извекова. «Экскурсия-игра для детей по мотивам настольной игры», Музей истории города Ярославля имени В.Г. Извекова
Александр Сотин, ведущий менеджер отдела музейной деятельности Парка «Зарядье». «Интерактивная программа “Навигацкая школа”», Музей «Старый Английский двор», Парк Зарядье
- 12:45 – 14:15 Дискуссия «С уважением и предлагая дружбу: зачем подростки и музеи нужны друг другу»
В последние годы музеи все чаще обращаются к работе с подростками. В ходе дискуссии поговорим о том, какие есть формы интеграции старшеклассников в работу музея, как подростки становятся для музея больше чем просто посетители и зачем это нужно всем участникам проектов такого формата. А обсуждение опыта нескольких очень разных проектов с вовлечением подростков даст возможность сформулировать если не ответы, то вопросы, которые помогут поддерживать и развивать коммуникацию между музеем и подростковой аудиторией так, чтобы все получали удовольствие от процесса и результата.
Модератор: Наталья Гомберг, руководитель направления «Пушкинский.Ю» ГМИИ имени А.С.Пушкина
Спикеры:
Дарья Черкасова, заведующая сектором зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, куратор проекта «Молодежная лаборатория Музея ИЗО»
Степан Овчинников, куратор школьных программ Дома культуры «ГЭС–2» и фонда V–A–C
Юлия Апанасенко, кураторка детских и семейных программ Дома культуры «ГЭС–2» и фонда V–A–C
Наталья Мачихина, методист по музейно-образовательной деятельности музея-заповедника «Царицыно», куратор музейных проектов для подростков, автор телеграм-канала «Подростки и культура»
Лидия Лобанова, соосновательница проектной школы для подростков «Каскад»
- 15:00 – 16:30 Дискуссия «Инклюзия это… разовые события или постоянные программы с сообществами?»
Инклюзивные программы сегодня стали частью музейной действительности. Они позволяют делать пространство музеев открытым и доступным для людей с различными особенностями. Но какой путь выбрать — оставаться в форматах разовой работы с большим количеством посетителей или проводить регулярные мероприятия с небольшим количеством участников. Что способствует большему сплочению вокруг музея сообществ и увеличивается ли устойчивость самих программ, если появляются постоянные поддерживающие форматы внутри? Вместе с участниками дискуссии мы обсудим разный опыт реализации инклюзивных программ и поговорим о перспективах развития инклюзии в музеях.
Спикеры:
Люда Лучкова, руководитель отдела просветительских и инклюзивных проектов в Музее «Гараж»
Полина Жураковская, старший научный сотрудник Музея Москвы, куратор Музея Москвы
Владислав Колесников, слабослышащий, сурдопедагог-дефектолог, куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих «ГЭС-2»
Екатерина Шуваева, директор АНО «Колесо обозрения»
Дарья Муратова, начальник отдела просветительских и инклюзивных программ Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»
- 16:45 – 18:15 Проектная сессия «Инклюзивные практики в музеях. Есть ли надежда?»
С каждым годом увеличивается количество инклюзивных инициатив, практик и программ в музеях и учреждениях культуры. В рамках сессии сотрудники музеев представят свои инклюзивные проекты и поделятся практическим опытом и знаниями, где искать финансирование, к кому обратиться за методической поддержкой и экспертизой, а также как определить целевую аудиторию образовательного проекта.
Модератор: Ольга Самсонова, независимый эксперт, специалист по инклюзии в сфере культуры
Спикеры:
Мария Виноходова, заведующая научно-просветительским отделом Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. «Археологическая лаборатория для слабовидящих и незрячих детей “Жила-была царица…”», Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей
Татьяна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея. «Увидеть лес», Государственный Дарвиновский музей
Евгения Шаплина, руководитель отдела детских и семейных программ Политехнического музея. «Университет детей: адаптация проекта для глухих и слабослышащих подростков», Политехнический музей
Полина Фищенко, менеджер образовательного отдела филиала Третьяковской галереи в Самаре. «Программа подготовки глухих экскурсоводов самарского филиала ГТГ “Покажи Самару”», филиал Третьяковской галереи в Самаре
Наталья Федоренко, начальник экспозиционно-выставочного отдела Дома-музея Цветаевой. «Дом, в который не стучатся…». Комплексная культурно-образовательная программа для глухих и слабослышащих посетителей», Дом-музей Цветаевой
Ольга Сорокина, директор центра музейной педагогики Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. «Творческая лаборатория “А вдруг я — художник!” для детей с расстройствами аутистического спектра», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Анастасия Князева, главный специалист по музейно-просветительской деятельности Музея МХАТ