Музей Москвы и студия «Само» запускают образовательный курс, посвященный арт-терапии. Мероприятия будут интересны арт-терапевтам, музейному сообществу и аудитории, интересующейся различными методами психотерапии. Раз в месяц, с сентября 2021 по май 2022 года, ведущие зарубежные и российские эксперты в арт-терапии прочтут девять лекций о специфике метода и его применении. Записи всех лекций будут доступны на нашем YouTube-канале.
Подпишитесь на рассылку, если вы хотите получать новости о курсе и напоминания о материалах и событиях.
Посмотреть предыдущие лекции:
Первая лекция — «Арт-терапия: Что это такое?»
29 сентября
Лектор — доктор психологических наук, глава отделения клинической арт-терапии Университета Лонг-Айленда в Нью-Йорке Кристин Керр. Вы узнаете, из чего состоит арт-терапия, как работает метод, а также в чем отличие арт-терапии от любых других творческих практик.
«Арт-терапия для семьи»
20 октября
Лектор — Анна Ше, дипломированный арт-терапевт, член Американской арт-терапевтической ассоциации, директор студии арт-терапии «САМО».
Запись лекции
«Арт-терапия для разных возрастов»,
10 ноября (онлайн)
Лектор — Удо Баер, психотерапевт, соучредитель и научный консультант Института терапии творчеством (Берлин, Германия), директор Института социальных инноваций (Берлин, Германия) и Института геронтологии (Берлин, Германия).
Запись лекции
«Музейная арт-терапия: введение»
14 декабря
Лектор — Нана Жвитиашвили, искусствовед, психолог, куратор, кандидат психологических наук, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Запись лекции
«Музейная арт-терапия: изучение образов музея — изучение моего образа. Арт-психотерапия в Национальном музее современного искусства, Афины (EMST)»
26 января
Лектор — Элизабет Иоаннидес, куратор образовательных программ и арт-психотерапевт в Национальном музее современного искусства, Афины (EMST), магистр психологии и изобразительных искусств (Университет Бранейса в Уолтеме, Массачусетс, США), магистр в области истории искусства (Институте искусств Курто в Лондоне), диплом аспиранта по современному искусству (Институте искусств Сотбис в Лондоне) и магистр в области художественной психотерапии в Центре искусства и психотерапии (A. P. C.) в Афинах, Греция.
К сожалению, мы не сможем поделиться записью лекции, поскольку в ней содержится конфиденциальная информация. Однако мы собрали информацию, на основе которой Элизабет составила свою лекцию. Вы найдете биографию Элизабет, а также ее академические статьи для бесплатного скачивания по ссылке на ее личную страницу на платформе для распространения академических статей Academia.edu: https://courtauld.academia.edu/ElisabethIoannides.
«Музейная арт-терапия: третий возраст»,
16 февраля
Лектор — Стефан Легари, арт-терапевт и глава образовательных программ в Монреальском музее изобразительных искусств.
Запись лекции
«Арт-терапия в работе с запросом клиента: травма»
30 марта
Лектор — Алена Буренкова, кандидат психологических наук, доцент, руководитель отделения танцевально-двигательной психотерапии Института практической психологии и психоанализа (Москва), член экспертного совета Ассоциации танцевально-двигательной терапии.
Запись лекции
«Арт-терапия и другие модальности»,
27 апреля
Лектор — Варвара Сидорова, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, руководитель Центра терапии искусствами «АртДом» (Москва), REAT-зарегистрированный терапевт экспрессивными искусствами, член международной Ассоциации терапии экспрессивными искусствами.
Запись лекции
«Арт-терапия: вызовы и форматы в меняющемся мире»
25 мая
Лектор — Хелен Джюри, арт-психотерапевт и автор книги Art Therapy in Museums and Galleries («Арт-терапия в музеях и галереях»). Эксперт расскажет об опыте работы арт-терапевтов в самых разных сложных обстоятельствах, например, о переходе на работу онлайн, а также поделится своим пониманием навыка профессиональной стойкости арт-терапевта.
Как метод арт-терапия сформировалась на стыке искусства, психотерапии, практик экспериментального образования и деятельности общественных движений. Особенность метода заключается в использовании творческого процесса или объекта искусства в качестве посредника для выражения эмоционального состояния человека. При этом не любое занятие творчеством можно считать арт-терапией. Полноценно и эффективно терапевтический процесс может происходить только в среде, которую модерирует профессионал.
Музеи как постоянные источники эстетических впечатлений, а так же как площадки для творческой деятельности явно и неявно реализуют в своей работе арт-терапевтические стратегии. В некоторых странах такие музейные программы стали развиваться как поддержка аудитории в период самоизоляции. Однако музей не берет на себя роль терапевта, сохраняя лишь просветительскую функцию.
Курс в Музее Москвы призван познакомить всех интересующихся с основами арт-терапии и различными методиками ее использования, в том числе в музеях. Занятия будут проходить по трем направлениям: «Арт-терапия», «Музейная арт-терапия» и «Арт-терапия для специалистов». В каждой части программы лекции будут вести зарубежные и российские лекторы. Среди них — дипломированный арт-терапевт, член Американской арт-терапевтической ассоциации Анна Ше, психотерапевт, соучредитель и научный консультант Института терапии творчеством (Берлин, Германия) Удо Баер, ведущая семинаров по арт-терапии в музеях России и Великобритании Нана Жвитиашвили, куратор образовательных программ и арт-психотерапевт в Национальном музее современного искусства (Афины, Греция) Элизабет Иоаннидис, арт-терапевт в Монреальском музее изобразительных искусств (Канада) Стефан Легари, арт-психотерапевт Хелен Джюри, клинический психолог, руководитель отделения танцевально-двигательной психотерапии Института практической психологии и психоанализа (Москва) Алена Буренкова и арт-терапевт, руководитель Центра терапии искусствами «АртДом» (Москва) Варвара Сидорова.
Несмотря на тематическое деление курса, содержание всех лекций доступно и открыто для широкой аудитории вне зависимости от предварительной подготовки. Встречи будут проходить раз в месяц с сентября по май. Курс не является терапевтическим и решает исключительно просветительскую задачу.
Проект осуществляется при поддержке Фонда АртСошиал.