По случаю конкурса на памятник Уильяму Шекспиру в Музее Москвы пройдут открытые лекции о поэте и драматурге, его эпохе, а также об искусстве в городской среде.

До 29 апреля проходит Общероссийский творческий конкурс на памятник Уильяму Шекспиру в Москве. Перед участниками стоит непростая задача: нужно создать произведение, современное, концептуальное и, в то же время, органично вписывающееся в уникальную среду старинной московской улицы Варварка. В памятнике должны быть отражены идеи и ценности, заложенные в произведения Шекспира, сделавшие его одним из величайших авторов мировой литературы и мирового театра.

Организаторы конкурса, Британский Совет совместно с Музеем Москвы и Союзом московских архитекторов, подготовили программу публичных лекций, которые помогут конкурсантам разобраться в нюансах поставленной задачи, а всем, кто интересуется шекспировским творчеством, культурным контекстом и современным искусством, получить информацию от наиболее авторитетных специалистов.

Большая часть лекций пройдет в Лектории Музея Москвы, а некоторые из них запланированы в помещении филиала Музея Москвы – музея «Старый Английский двор», возле которого и будет установлен памятник Уильяму Шекспиру. Вход на лекции свободный по регистрации.

 

17 марта (суббота), 14.00

Лекция «Старый Английский двор и Москва эпохи Шекспира».

Александр Сотин, руководитель музея «Старый Английский двор» (филиал Музея Москвы)

Адрес: музей «Старый Английский двор», ул. Варварка, 4а

Место установки памятника Уильяму Шекспиру выбрано не случайно. Здесь, на Варварке, в XVI веке началась история взаимоотношений России и Британии. Старый Английский двор был главной резиденцией торговой Московской компании, где в XVI-XVII веках останавливались английские путешественники, купцы, дипломаты и учёные, которые положили начало культурному сближению двух наций. Именно их записки и устные рассказы служили источником сведений о России для Уильяма Шекспира и его современников. Наряду с богатой торговлей происходил постоянный обмен знаниями о культуре и обычаях двух стран.

Сейчас музей «Старый Английский двор» продолжает эту давнюю традицию. Его сотрудники воссоздают обстановку купеческого дома, существовавшего на Варварке в эпоху Возрождения, и проводят программы, которые знакомят всех желающих с обычаями лондонцев и москвичей во времена Шекспира.

Об истории Палат Старого Английского двора в Москве и концепции развития Музея, частью которой является создание сквера с памятником Уильяму Шекспиру, расскажет руководитель музея «Старый Английский двор» Александр Борисович Сотин.

Регистрация на лекцию

 

20 марта (вторник), 19.00

Лекция «Шекспир. Разговор о вечном»

Дмитрий Иванов, шекспировед, старший научный сотрудник кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекторий Музея Москвы

Адрес: Зубовский бульвар, 2. «Провиантские склады», корпус 3, этаж 3

Одна из особенностей творчества Уильяма Шекспира, наиболее репертуарного классика современного мирового театра, чьи произведения до сих пор являются бестселлерами, заключается в их неизменной актуальности. Несмотря на то что пьесы Шекспира были написаны более 400 лет назад, сегодня мы находим в них содержание, созвучное нашему восприятию мира. Они так же волнуют читателей и зрителей XXI века, как волновали публику елизаветинской Англии. К ним вновь и вновь обращаются театральные и кинорежиссеры, художники, скульпторы. В чем секрет их непреходящей жизненности? Какие особенности творчества Шекспира делают его столь универсальным и значимым для нас? Об этом и о многом другом расскажет шекспировед, старший научный сотрудник филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Анатольевич Иванов.

Регистрация на лекцию

 

24 марта (суббота), 14.00

Лекция «Старый Английский двор и Москва эпохи Шекспира».

Александр Сотин, руководитель музея «Старый Английский двор» (филиал Музея Москвы)

Адрес: музей «Старый Английский двор», ул. Варварка, 4а

Место установки памятника Уильяму Шекспиру выбрано не случайно. Здесь, на Варварке, в XVI веке началась история взаимоотношений России и Британии. Старый Английский двор был главной резиденцией торговой Московской компании, где в XVI-XVII веках останавливались английские путешественники, купцы, дипломаты и учёные, которые положили начало культурному сближению двух наций. Именно их записки и устные рассказы служили источником сведений о России для Уильяма Шекспира и его современников. Наряду с богатой торговлей происходил постоянный обмен знаниями о культуре и обычаях двух стран.

Сейчас музей «Старый Английский двор» продолжает эту давнюю традицию. Его сотрудники воссоздают обстановку купеческого дома, существовавшего на Варварке в эпоху Возрождения, и проводят программы, которые знакомят всех желающих с обычаями лондонцев и москвичей во времена Шекспира.

Об истории Палат Старого Английского двора в Москве и концепции развития Музея, частью которой является создание сквера с памятником Уильяму Шекспиру, расскажет руководитель музея «Старый Английский двор» Александр Борисович Сотин.

Регистрация на лекцию

 

27 марта (вторник), 19.00

Лекция «Искусство в городе».

Сергей Соболев и Ольга Муравина, художники, скульпторы, дизайнеры, руководители дизайн- студии Arsforma, основатели АНО Центра современной скульптуры и дизайна «МЕТАОБЪЕКТ»

 Лекторий Музея Москвы

Адрес: Зубовский бульвар, 2. «Провиантские склады», корпус 3, этаж 3

Объекты искусства, инсталлированные в городскую среду, принимают самые разнообразные формы, и каждая из них предназначена для выражения определенных смыслов и достижения конкретных целей. Произведения искусства так или иначе влияют на среду, в которой оно существует, и на зрителей, которые его видят. Но лишь некоторые объекты обладают достаточной художественной ценностью и мощью эмоционального и смыслового наполнения, чтобы трансформировать окружающую среду и стать для людей неким символом, знаком места.

Как создаются эти объекты, как достигается баланс индивидуального видения художника и потребностей города или заказчика, нужен ли компромисс, или он только мешает созданию яркого и живого произведения? Как насытить современным искусством наши города и привнести в них современную скульптуру и арт-объекты? Как переосмыслить роль скульптуры в городском пространстве и высвободить её из узкого формата мемориального жанра, превратив в полноценный инструмент художественного высказывания? Как гуманизировать городскую среду, привнеся в неё современную скульптуру? В чём причины недопонимания или искажённого понимания жанра? Чем отличается творческий подход и авторское видение от ремесленной работы на заказ? Какие новые задачи возникают в формате городской скульптуры?

На лекции в Музее Москвы российские художники Сергей Соболев и Ольга Муравина представят свое видение роли арт-объектов в городской среде и способов ее создания на примере мирового опыта.

Регистрация на лекцию

 

28 марта (среда). 19.00

Лекция «Сады эпохи Тюдоров: о пользе, красоте и поэзии».

Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор РГГУ, автор проекта «Сады и время».

Лекторий Музея Москвы

Адрес: Зубовский бульвар, 2. «Провиантские склады», корпус 3, этаж 3

Эпоха Тюдоров была переломным временем в истории и в искусстве, когда определялась судьба будущей Англии, завоевывались новые континенты, рождались пьесы Шекспира и элегии Джона Донна. Ренессанс принес новое чувство природы, богатство превратило средневековый садик в роскошный зеленый партер, поэты и мыслители сделали сад темой литературы. Шекспир, выросший в зеленом мире городка Стратфорда, описал красоту садов, парков и рощ, а его современник Николас Хиллиард на своих картинах изображал вельмож среди лугов и под сенью лесов. В эту эпоху создавались регулярные сады в Хемптон Корте и Виндзоре, формировалась любовь к естественной природе, обогащался выбор цветочных растений, закладывался национальный тип пейзажа.
Борис Михайлович Соколов расскажет об общих принципах устройства садов Ренессанса, познакомит слушателей с историей старого английского сада, с классическими примерами реконструкций — Хэмптон Корт, Хэтфилд, Стратфорд, а также с позднейшими вариациями на тему регулярного английского сада — диковинными зелеными фигурами в Левенс Холл, садами водных затей в Берли и Алнике, и с удивительным, совсем новым Магическим садом в Хэмптон Корте.

Регистрация на лекцию

 

4 апреля (среда). 19.00 

Презентация и обсуждение фильма «Георгий Франгулян. О скульптуре». 

Георгий Франгулян, скульптор, народный художник РФ, академик РАХ. Член жюри конкурса на проект памятника Уильяму Шекспиру.

Лекторий Музея Москвы

Адрес: Зубовский бульвар, 2. «Провиантские склады», корпус 3, этаж 3

Скульптор – особая профессия, требующая от художника широкого диапазона талантов и навыков. Как писал Антуан Бурдель: «Скульптура заключает в себе все остальные искусства. Скульптор должен быть архитектором, чтобы построить свое произведение, живописцем, чтобы скомбинировать свет, тени, и он должен быть ювелиром, чтобы отчеканить детали». Особый художественный талант необходим для создания монументальных объектов, посвященных выдающимся личностям или историческим событиям. Скульптор должен найти точную пластическую форму для передачи глубинного смысла, характерных особенностей того человека или явления, которому посвящен объект.  Огромное значение имеет личное, субъективное восприятие скульптором истории или персоналии, которую он должен воплотить в бронзе, камне или бетоне. Без индивидуального подхода, без частички себя, призванной перебросить мост между прошлым, сегодняшним днем и будущим восприятием объекта, скульптор не сможет создать произведение, способное заинтересовать зрителя и донести до него всю ценность представленного образа.

В фильме «О скульптуре», снятом режиссером Андреем Катковым, скульптор Георгий Франгулян,  автор памятников Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому, Дмитрию Шостаковичу, Исааку Бабелю в Одессе, Александру Пушкину в Брюсселе, Альберту Эйнштейну в Иерусалиме и скульптурной композиции «Ладья Данте» в Венеции, памятника жертвам репрессий «Стена скорби», знакомит зрителя с особенностями жанра, рассказывает об этапах создания произведения и тонкостях его восприятия; о том, как скульптура формирует пространство, об ее связи с архитектурой, влиянии материала, особенностей освещения и окружающего рельефа на формирование пластического решения.

После просмотра Георгий Франгулян прокомментирует фильм и ответит на вопросы аудитории.

Регистрация на встречу