Школа начинающего археолога

по субботам — 17:00

дети музей археологии москвы


 

Новая программа «Школа начинающего археолога» для детей 9-12 лет. Занятия проводятся в форме кружка по субботам в 17.00, начиная с 13 января 2018 г. Помимо археологии, занятия посвящены таким историческим дисциплинам, как палеонтология, палеография, нумизматика, хронология, метрология, геральдика и др. Подробно рассматриваются такие темы, как способы археологического датирования, ранние формы религии и т.п.

Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. Продолжительность: 1ч. 20мин – 1ч. 30мин.

Стоимость: 450 руб. с человека.
Посещать можно как весь курс, так и конкретные темы в отдельности.
Обязательна запись по тел. 8-495-692-00-20.

 

Программа занятий на январь-февраль 2018 г.

 

  1. 13 января. Вводное занятие. Взаимодействие археологии с другими науками, сходство и различие в методах и подходах.

На занятии разговор пойдёт о месте археологии в системе исторических знаний о прошлом человечества, об особенностях археологических источников и методах их изучения. Слушатели узнают, какие науки скрываются под термином «вспомогательные исторические дисциплины», обсудят, чем именно они занимаются и как взаимодействуют с археологией.

Практическая часть даст возможность участникам на собственном опыте понять, для чего нужна типология и классификация. Будет предложено разделить на группы такие знакомые всем предметы, как почтовые марки, значки, используя различные критерии (материал, форма, изображение и т.п.).

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

  1. 20 января. Хронология и календарь.

Занятие посвящено очень важным понятиям в археологической науке – хронологии и датировке. Слушатели узнают, что такое абсолютная и относительная хронология, как появился календарь, и чем отличаются календарные системы у разных народов.

Практическая часть поможет закрепить полученные знания. Участники выполнят различные задания по распределению событий и эпох по «ленте времени», попрактикуются в переводе дат из одного календаря в другой.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

  1. 27 января. Способы археологического датирования.

На занятии слушатели узнают, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, какие методы являются более точными и как их правильно применять.

Практическая часть даст возможность участникам самим попробовать «продатировать» археологические находки.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

  1. 3 февраля. Палеонтология.

На занятии слушатели узнают,  чем занимается наука палеонтология, что общего у неё с археологией и чем они различаются, что было на месте Москвы 150 миллионов лет назад и как мы об этом узнаём. Подробно изучим фауну Ледникового периода, включая вымерших животных, обитавших на территории нашего края десятки тысяч лет назад. Участникам предстоит подержать в руках подлинные палеонтологические находки и воссоздать на компьютере облик ископаемых животных.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

  1. 10 февраля. Антропогенез.

Занятие посвящено происхождению и становлению современного человека (Homo sapiens) по данным археологии и антропологии. Слушатели узнают о последних научных открытиях в этой области, подробно познакомятся с методом М.М. Герасимова по скульптурной реконструкции портретов людей по костным останкам и работами его последователей.

Практическая часть поможет закрепить полученные знания. Участники в игровой форме выполнят задания по соотнесению разных стадий эволюции человека и археологических эпох на «ленте времени».

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

  1. 17 февраля. Ранние формы религии.

На занятии разговор пойдёт о том, когда возникли первые зачатки религии и в чём они проявлялись. Слушатели познакомятся с такими понятиями как тотемизм, фетишизм, анимизм и магия. Обсудим, как данные археологии и этнографии помогают воссоздать верования древних людей, их обычаи и обряды.

Практическая часть даст возможность участникам самим придумать и попробовать изготовить из подручных средств амулеты-обереги.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

  1. 24 февраля. Начало математических знаний. Метрология.

Занятие посвящено истории зарождения математических знаний у первобытных людей. Слушатели узнают, как и с помощью чего древний человек осуществлял свои подсчёты, как зарождались первые меры длины и что об этом может рассказать нам специальная историческая наука – метрология.

Участникам предстоит на практике применить полученные знания, выполнив математические действия на абаке и счётах, а также измерить в древнерусских мерах свой вес и рост.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич