12 апреля в Музей Москвы совместно с галереей «Триумф» открывает выставку живописи Александра Якута «Неон», где представлены новейшие работы известного московского художника и куратора. Темные, сумеречные полотна, изображающие пригород, – шоссе, поля и железнодорожные переезды – наполнены внутренним свечением. Этим объясняется и название выставки.

Этот проект – возвращение художника после долгого, почти десятилетнего перерыва. На выставке будет представлено порядка 20 работ, некоторые из которых были закончены совсем недавно и будут показаны впервые.

Сюжеты живописных полотен художника посвящены пригороду, субурбанной действительности – феномену, который определил сегодня существование огромного количества москвичей и приезжих. Образ пригородной жизни, который мы видим в работах Александра Якута, далек от идиллии с образом односемейного дома с палисадником – субурбанизм Якута предстает сетью пустых шоссе, железнодорожных переездов, высоких заборов.

Художник, сам долгое время предпочитающий загородную жизнь, показывает, что пространство пригорода – не альтернатива современного мегаполиса, а его темный двойник, безлюдное пространство с выкачанными из него жизненными силами, светом и радостью. Его пригород напоминает «обратную сторону Луны», точнее, обратную сторону Москвы, сосредоточенной на сверхцентрализации и сверхпотреблении.

Созвучна идеям художника и организация выставки. Архитектурное решение экспозиции – удлиненное темное пространство, которое, по замыслу художника, ассоциируется с любимым образом Дэвида Линча – ночным шоссе. По всей протяженности этого «шоссе» по правую руку от зрителя будут возникать стелы с работами автора, как бы рождающимися из темноты.

Вопросы, которые задаёт в своих работах Александр Якут, отражают мировоззрение Музея Москвы. С одной стороны, он активно изучает тему гиперцентрализации, а с другой – исследует проблему вытеснения на периферию всего того, что по каким-то показателям – образованию, престижу, уровню жизни – не соответствует люксовому столичному центру.