В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.  

Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая расскажет об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов. Это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда.

Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций. 

Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Послереволюционные годы стали временем построения новой государственной системы, в том числе образовательной. В 1918 году была упразднена Академия художеств. Новым творческим учебным заведением стали Первые Свободные государственные художественные мастерские, открытые осенью того же года в Москве.

Второй раздел рассказывает об Основном отделении и его дисциплинах: «Пространство», «Объём», «Графика» и «Цвет». Обучение этим предметам было обязательным для учащихся первых двух курсов всех факультетов. Программы Основного отделения являлись «осью» ВХУТЕМАСа, зоной самых значимых преподавательских экспериментов и методов обучения. В этой части экспозиции будут представлены архитектурные макеты, скульптуры, графические и живописные произведения. Посетители также узнают о преподавателях дисциплин — художнике и фотографе Александре Родченко, архитекторе Николае Ладовском, художнице Любови Поповой и других.

Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. В этой части экспозиции посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины и как керамика стала средством пропаганды. Также посетители познакомятся с яркими образцами мебели и осветительных приборов с трансформирующимися элементами, оригинальными комплексными решениями для общественных и жилых интерьеров.

Залы напротив представляют художественные факультеты: Архитектурный, Скульптурный и Живописный. Гости выставки увидят, в чём выражалось противостояние академической школы и авангардных методов проектирования на архитектурном факультете, узнают о том, какие материалы использовали скульпторы ВХУТЕМАСа и как живописцы Мастерских искали свой новый визуальный язык, какие существовали художественные объединения во ВХУТЕМАСе, и как выпускники и студенты участвовали в оформлении шествий и агитационных мероприятий.

Стоит ли говорить, что архфак ВХУТЕМАСа опередил свое время? Центром экспозиции станет «Летающий город» студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве. Посетители выставки также увидят  концепцию полностью программируемого алгоритмами города, растворяющегося в природе санатория, узнают, где в Москве был реализован целый квартал по проекту студента ВХУТЕМАСа и многое другое.

Заключительный раздел экспозиции будет посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты — Полиграфический институт, Художественно-промышленное училище, Московский архитектурный институт, Текстильный институт и другие.

Куратор: Александра Селиванова 

Архитекторы: Архитектурное бюро «Новое»

Научный консультант выставки: Л.И. Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ

Кураторы разделов:
Полиграффак — Рустам Габбасов
Живфак — Надя Плунгян
Скульптфак, Дисциплина «Объем» — Мария Силина
Текстильфак, Керамфак — Ксения Гусева
Дерметфак — Алена Сокольникова
Архфак — Анна Бокова, Илья Лапин
Дисциплина «Цвет» — Дарья Сорокина
Дисциплина «Пространство» — Анна Бокова, Стас Громик
Дисциплина «Графика» — Рустам Габбасов

Партнёры и участники:
Государственная Третьяковская галерея.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Государственный центральный музей современной истории России.
Государственный исторический музей.
Российский государственный архив литературы и искусства.
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Московский архитектурный институт (Государственная академия).
Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета.
Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.
Российская государственная библиотека.
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей).
Картинная галерея г. Красноармейска.
Государственный музей В.В. Маяковского.
Московский музей современного искусства.
Московский государственный объединенный музей-заповедник.
Музей ивановского ситца (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина).
Текстильный институт РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова.
Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре ФБУ «ЦНТБ СиА».
Российская Академия Художеств.
Галеев-Галерея.
Музей-мастерская Николая Абакумцева.
Британская Высшая Школа Дизайна.
Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО).
Институт Бизнеса и дизайна.
Мастерская – ТАФ (Театр Архитектурной Формы).
Архитектурная школа МАРШ.
Школа дизайна РАНХиГС.
Школа-студия EDAS Владислава Кирпичева.