Музей Москвы совместно с Петром Айду и Приютом роялей представил выставку, посвященную московской фортепианной жизни 19 – начала 20-го века.
Задача выставки – представить московскую фортепианную жизнь не как череду знаменитых музыкантов, великих сочинений и славную историю классических музыкальных учреждений, а рассмотреть и почувствовать эту культуру изнутри.
Главным героем выставки стал музыкальный инструмент. Основу экспозиции составили рояли и пианино из коллекции Приюта роялей. На выставке были представлены инструменты, изготовленные в Москве в 19 — начале 20 вв., а также инструменты, произведенные в других городах России. Музыкальные инструменты — особенное явление. Мы не часто задумываемся над огромной ролью музыкального инструмента в ставших классическими музыкальных шедеврах.
Мало кто, даже в среде профессиональных академических музыкантов, знает о том, как высоко было развито производство фортепиано в России до революции. Все знают Чайковского, но почти никто не помнит, кто такой Вирт. Неизвестно, как сложилось бы музыкальное мышление Чайковского, если бы в доме его детства не стоял именно рояль Вирта.
Русские фортепианные фабрики после революции постигла печальная судьба, после национализации большинство из них прекратило свое существование.
Только сейчас мы начинаем понимать, что с их исчезновением, мы утратили высокоразвитое культурное явление, обладающее конструктивным, эстетическим своеобразием и высочайшим качеством производства.
Другим важным акцентом выставки стала глубокая взаимосвязь дореволюционной музыкальной и бытовой культур. Публичные концерты, Консерватория и Большой театр являлись лишь верхушкой айсберга, в то время как домашнее музицирование было основой той высокой музыкальной культуры. Фортепиано занимало центральную позицию в домашней музыкальной среде, являясь важнейшим медиумом.
Экспозиция выставки была дополнена различными предметами быта, мебелью и изобразительными материалами из фондов Музея Москвы.
Куратор: Петр Айду
Архитектор: Анна Кайдановская