4 сентября 2020 года Музей Москвы открывает выставки «Письмо. 75 слов о войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны», приуроченные к 75-летию Победы. «Письмо. 75 слов о войне» исследует фронтовые письма и воспоминания москвичей, а «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает события 1940-х годов глазами фотокорреспондентов Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Превью экспозиций стали онлайн-проекты, доступные с 7 мая 2020 года.
Выставка «Письмо. 75 слов о войне» рассказывает об одной из главных трагедий прошлого столетия через свидетельства очевидцев: фронтовую переписку, личные записи и воспоминания москвичей. Для экспозиции собрано более 90 писем. На их основе создан спектакль, который будет разыгрываться в выставочном пространстве каждое воскресенье в 15:00 и в 17:00 в течение всего времени работы выставки. Ближайший перформанс пройдет 27 сентября d 15:00. Билеты доступны по ссылке.
Внимание! Сбор посетителей на перформанс происходит прямо перед началом экспозиции. Мы очень просим вас приходить заранее, так как у представления есть сценарий. Мы очень не хотим, чтобы вы что-то пропустили!
Вместо сухого языка цифр и фактов на проекте будут звучать голоса участников обороны Москвы и свидетелей первых минут Победы. «Мы все повыскакивали с кроватей, стучимся в двери, кто-то из окон кричит: „Победа!“ И прямо в чем были, в ночных рубашках во двор! Все целуются, плачут, смеются. Дожили, выдержали…», — писала Светлана Попова своей сестре (письмо от 10 мая 1945 года).
Режиссером спектакля выступил Филипп Виноградов, сценографом — Алексей Трегубов. В постановке примут участие студенты выпускного курса актерского и режиссерского факультетов Российского института театрального искусства — ГИТИС Мастерских народного артиста СССР Владимира Алексеевича Андреева и народного артиста Российской Федерации Леонида Ефимовича Хейфеца.
Посетители начнут свой маршрут по выставке с тускло освещенного пространства, напоминающего поезд или бомбоубежище. Из колонок раздаются шорохи, скрежет карандаша по бумаге и голос актера, который в реальном времени читает письмо.
Далее гости музея попадают в пространство, стилизованное под Москву 1941–1942 годов. Оно делится на разделы «Город» и «Война». В каждом из пространств актеры перевоплощаются в героев писем и зачитывают текст.
Раздел «Город» отражает образ столицы в письмах. Битва под Москвой в октябре 1941 – апреле 1942 года — одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Участница событий, балерина Большого театра Евгения Макарова вспоминает: «…Вернулись под утро. Сил нет даже раздеться. Тяжела московская землица! Никогда не думала, что буду переворачивать лопатами землю. И выдержу, и выстою. Недаром за плечами 8 лет балетного станка! Рядом все девчонки — худенькие, красивые (как Богини в платках и телогрейках) роют окопы всю ночь. Только попробуй не устоять…».
Раздел «Война» рассказывает о москвичах, сражавшихся на фронте. 2 июля 1941 года было принято постановление о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в народное ополчение. «…Я работаю теперь опять отдельно от мамы. Работаю отдельно в роте. Участвовала уже в бою. Как ты уже знаешь воюем мы победоносно. Гоним его и будем гнать дальше… День рождения я провела в походе…», — писала в письме отцу Нина Яхонтова, воевавшая в 21 дивизии вместе с мамой. Через месяц Софья Ильинична Яхонтова напишет мужу Алексею Николаевичу о гибели дочери Нины: «…Но знай, что она погибла честно за свою дорогую Родину».
Выставка продлится до 8 ноября 2020 года.
Партнеры выставки:
Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Российская Академия Театрального Искусства (ГИТИС–РАТИ), Главное Архивное Управление города Москвы, AUVIX