31 января в Музее Москвы откроется выставка, вдохновленная книгой нидерландского мореплавателя Яна Стрейса «Три путешествия» — сборником историй и заметок, которые автор писал во время своего путешествия по востоку и юго-востоку Европы и граничащим с ней областям. Посетители увидят работы современных художников из России, Ирана и Нидерландов, а также археологические находки XV–XIX веков из коллекции Музея Москвы и Музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
Стрейс прибыл в Россию в 1668 году и стал свидетелем многих важных исторических событий. В течение нескольких лет он успел поучаствовать в сражениях и блокадах, пережил кораблекрушение и землетрясение, был продан в рабство и затем выкуплен.
В процессе работы над проектом современные художники проделали часть пути Стрейса для того, чтобы изучить, какие сегодня, четыре века спустя, бытуют взгляды у европейских путешественников на самую восточную часть Европы и соседние регионы, известные огромным разнообразием культур, обычаев и традиций. Участники проекта вместе и по отдельности посетили города, в которых по собственному желанию или вынужденно какое-то время жил голландский мореплаватель. Результатом стали работы, ставящие под сомнение шаблонное восприятие других культур и эпох.
«Soda lime» — коллективная работа, созданная Олегом Елагиным (Россия), Сепиде Бехрузян (Иран) и Сесилией Хендрикс (Нидерланды). Художники повторяют путь, проделанный некогда Яном Стрейсом, но интересует их прежде всего феномен взгляда. Объемная инсталляция составлена из многочисленных плоскостей. Зритель как будто оказывается перед зеркалом, где в каждой из граней маячит изображение, которое можно толковать двояко. Аналогичная роль отводилась рекам в заметках Стрейса: они связывают Запад с Востоком и состоят из воды и песка. «Soda lime» тоже состоит из воды и песка. Видео, вмонтированное в объект, показывает сцены из повседневной жизни, происходящей на берегах разных рек: свои ролики предоставили десятки участников, и реальность показана их глазами.
Нидерландская художница Паулин Олтхейтен представляет двухканальное видео «Дорогу осилит идущий», снятое в российском городе Самаре и иранском Исфахане. Разворачиваясь в разных странах, сюжеты видеоработы Олтхейтен складываются в цельное высказывание о том, каким образом истории и культуры могут интерпретироваться параллельно, противоположно или связно.
Работа Оксаны Стоговой — коллаж «Двойной русский портрет», в котором объединены волжские виды, сфотографированные с одной точки на протяжении года, и снимки водосточных труб, всегда поломанных и неухоженных. Волжским пейзажем восхищались первые европейские путешественники, приехавшие в эти места. А водосточные трубы — предмет городского пейзажа.
Зейнаб Шахиди Марнани представляет работу, которую она описывает как «визуальный автобиографический эпос». Объект — серия документальных изображений, показывающих жизнь в Иране и за его пределами. Среди них встречаются открытки, старые естественнонаучные пособия для детей, журналы со схемами для вязания и религиозные изображения. Все элементы выглядят знакомыми, но они связаны между собой непредсказуемым образом, как сложный ковровый узор.
«Невозможные путешествия в Нидерландах, России и Персии тогда и сейчас» — часть проекта «Наследие: точки соприкосновения», который осуществляется на средства Европейского союза при участии галереи «Emrooz» в Исфахане, галереи «Виктория» в Самаре, Европейского культурного фонда, фонда Compagnia di San Paolo, Культурного фонда Гербранди, Cargo in Context, культурного центра Castrum Peregrini, Музея Москвы, центра современного искусства Va в Исфахане, Посольства Королевства Нидерландов в Москве, Посольства Королевства Нидерландов в Тегеране, программы культурного обмена Фонда принца Клауса, программы софинансирования проектов в сфере совместного культурного наследия при центре международного сотрудничества DutchCulture, Фонда Вильгельмины Янсен, Фонда креативных индустрий, Фонда Мондриана и Фонда Роберто Чиметты.