С 12 апреля по 9 июня в 1 Корпусе Музея Москвы пройдет выставка «Гоголь в Москве». Она приурочена к 210-летию писателя и посвящена московскому периоду его жизни и творчества – московский круг друзей, адреса и события. В экспозиции представлены уникальные экспонаты из коллекции Музея Москвы, среди которых первое издание «Мертвых душ», личные предметы и документы из других коллекций и архивов, а также произведения современных художников, посвященные Гоголю.
На протяжении ХIХ столетия Москва, лишенная статуса официальной столицы, продолжала оставаться для русского народа столицей духовной. Гоголь неоднократно посещал Москву, писателя привлекала ее архитектура и живописность. «После Рима только Москва и может нравиться», – говорил Николай Васильевич.
Выставка в Музее Москвы имеет круговую композицию: от «ленты времени», где отмечены знаковые даты жизни писателя с акцентом на московском периоде, до произведений современных художников, вдохновленных загадочной личностью Николая Васильевича.
«Гоголь уникален тем, что его по-разному понимали в разные эпохи. Для младших современников он — реалист, обличитель пороков общества, для Серебряного века — мистик, видящий сон о России, а его герои — духи зла, мелкие бесы, вселяющиеся в людей. Сегодня Гоголь — часть массовой культуры, это прежде всего его экранизации, а сам он — герой хоррора, популярный почти как Бэтмен. Для нас же Гоголь интересен как гений, намного опередивший свое время, среди прочего описавший вечные русские типы и создавший тот современный живой язык, на котором мы разговариваем и сейчас» — Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы и куратор выставки.
В Москве Гоголь дружил, вдохновлялся и работал: писал первый том «Мертвых душ» и «Тараса Бульбу», набирал материал для повести «Старосветские помещики», погружаясь в неспешный, патриархальный уклад жизни московских семейств. Круг общения Гоголя в Москве не уступал петербургскому: это Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Огарев, Александр Островский, Михаил Щепкин, Иван Айвазовский, Петр Вяземский, Иван Тургенев, Всеволод Белинский, Павел Нащокин, чью фамилию унаследовал переулок, соединяющий сейчас Гоголевский Бульвар и Сивцев Вражек, и многие другие заметные фигуры. Нащокин даже попал во вторую часть «Мертвых душ» в образе Хлобуева, имеющего талант тратить деньги «на всякие утонченности и комфорт».
О московских знакомствах Гоголя расскажет мультимедийная инсталляция: трое друзей Николая Васильевича, дружба с каждым из которых была по-своему уникальной – Михаил Щепкин, Сергей Аксаков и Михаил Погодин – поделятся своими впечатлениями и воспоминаниями о писателе.
Маршруты Гоголя и история Москвы тесно связаны. Места, где бывал писатель, сохранились по сей день: дом Слепнева в Сивцевом Вражке, где жил Сергей Аксаков, здание университетской типографии на Большой Дмитровке, где впервые были напечатаны «Мертвые души». Роскошные усадьбы постепенно сменялись ампирными особняками. Тогда же, в первой половине XIX века, было начато строительство комплекса Музея Москвы, Провиантских складов – одного из главных сохранившихся памятников московского ампира.
В исторической части выставки представлены документы, книги и объекты из фондов Музея Москвы, среди которых – первое издание «Мертвых душ», акварельные реконструкции на основе архивных снимков, портреты персонажей и виды Москвы 30-50-х годов XIX века.
Еще один раздел выставки – изображение Гоголя художниками нашего времени – отразит влияние образа Н.В. Гоголя на современное искусство. Офорт Марка Шагала, где художник изображает себя вместе с Гоголем, произведения Анатолия Зверева, посвященные писателю, мультипликационные работы Аркадия Насонова, портрет Гоголя работы Дмитрия Цветкова, сделанный с посмертной маски, Елена Самородова и Сергей Сонин с художественной мистификацией образа великого писателя «Гоголь. Рим. Из Третьего в Первый», а также концептуальная художественная инсталляция Александра Петлюры.
Выставка проходит при участии и поддержке Российской Государственной библиотеки, Музея Анатолия Зверева, проекта «Полка».