Выставка «Москва — порт пяти морей» открывает проект «Коллекция музея. Четыре времени года», в основе которого лежит поиск новых путей работы с коллекцией музея и способов ее репрезентации. Каждая выставка – это авторский рассказ: в качестве приглашенных кураторов выступают видные деятели культуры, представляющие свой личный взгляд на город, составляя его образ, словно пазл, из предметов коллекции Музея Москвы.

Куратор выставки «Москва — порт пяти морей» – российский композитор Владимир Иванович Мартынов использовал для названия знакомый каждому с детства фразеологизм, отсылающий к великим стройкам коммунизма. Сталинский проект соединить Москву с пятью морями породил миф, который нашел отражение в визуальных образах конца 40-х — начала 50-х годов прошлого века.

Москва середины двадцатого столетия в проекте Мартынова «сканируется» и перемещается в особые измерения – в культуру киберпространства. Ее топография и ориентиры времени сотканы в бесконечной вариативности смыслов и связей.

В экспозиции представлены фотографии и  плакаты конца 1940-х – середины 1950-х годов из коллекции Музея Москвы. Созданный Владимиром Мартыновым звуковой ряд состоит из набора авторских и хрестоматийных саундтреков советской эпохи.

«Москва — это то, что мы видим, но Москва — это и то, что мы никогда не увидим и в чем можем вдруг казаться самым непостижимым образом. Москва — Третий Рим, Москва — порт пяти морей, Москва — столица молодежи, Москва — оплот мира. В любом случае при определенных условиях, под определенным углом зрения каждый, как и я, может увидеть невидимую Москву, не Москву — порт пяти морей, но Москву — портал в невозможное», говорит Владимир Мартынов.

Владимир Иванович Мартынов — российский композитор, музыковед, философ, писатель, участник крупнейших международных форумов современного искусства, один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna, лауреат Государственной премии России. Его проекты исследуют пограничные состояния акустических, визуальных технологий и текстовых структур.