Масштабный выставочный проект «Московская оттепель: 1953-1968» представил в Музее Москвы произведения искусства, достижения науки, шедевры кинематографа, литературы, музыки и явления городской общественной жизни Москвы эпохи Оттепели.
На выставке были представлены живописные и графические произведения классиков отечественной живописи (Юрия Злотникова, Льва Нусберга, Вячеслава Колейчука, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого, Михаила Чернышова, Александра Лабаса, Юрия Пименова и др.), архитектурные проекты Ефима Вулыха, Якова Белопольского, Феликса Новикова, «бумажная архитектура» группы «НЭР», конкурсные проекты Всемирной выставки 1967 г.
Экспозиция также объединила записи знаменитых джазовых концертов, кино- и фотоматериалы эпохи Оттепели.
Часть проекта, посвященная литературе, включала первые издания сборников с оригинальным дизайном и автографами Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Игоря Холина, Всеволода Некрасова, Генриха Сапгира. Здесь также были представлены переиздания реабилитированных произведений Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, гранки (с авторскими правками) знаменитой повести 1964 года «До свидания, мальчики» Бориса Балтера.
В разделе советского кинематографа наравне с афишами кинолент Григория Козинцева, Марка Донского, Михаила Калатозова, Марлена Хуциева и Андрея Тарковского был открыт кинозал с документальной хроникой того времени.
Из фондов Музея Москвы были отобраны знаковые предметы, определяющие эпоху: платья и шляпки конца 1950-х – начала 1960-х годов, советские плакаты на тему покорения космоса, негативы, элементы дизайна – фарфор, мебель, техника.
По замыслу кураторов, такие определяющие для Оттепели понятия, как «мобильность», «структура», «капсула», «ритм» нашли отражение в пространственном решении – экспозиция была разделена на соответствующие смысловые блоки.
«Перефразируя классиков, можно сказать: все мы вышли из Оттепели. Это поколение наших родителей, дедушек и бабушек, которые еще живы, а вместе с ними живы и надежды и преобразования тех лет. Мне кажется, важно, чтобы новое поколение впитало в себя эти идеи — не только на эстетическом уровне (хотя это была, действительно, эпоха Большого Стиля), но и уловив и поняв важное идейное послание эпохи шестидесятых, нацеленной в будущее. Тогда мы передадим уверенность, энергию и оптимизм дальше, тем, кому жить в Москве после нас», говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.
Кураторы выставки: Евгения Кикодзе, Александра Селиванова, Сергей Невский, Максим Семенов, Ольга Розенблюм.
Место проведения: Музей Москвы, корпус 1 (Белый зал)
Партнеры: Samsung Electronics, Страховая компания «ПАРИ», Аудиовизуальное оборудование AUVIX.