Во вторник, 10 октября, в Музее Москвы откроется выставка «12 городов будущего. Визионерская архитектура XXI века». Экспозиция представляет собой кураторскую часть проекта «Города будущего / Будущее городов», показанного на Новой сцене Александринского театра в Петербурге с 12 июля по 29 августа и приуроченного к десятилетию журнала «Проект Балтия».
Собранные на выставке проекты современных российских и зарубежных архитекторов относятся к жанру визионерской архитектуры. Традиция классиков — Пиранези, Булле и Леду — получила в XX веке мощное продолжение в утопиях футуристов и конструктивистов, а также в антиутопиях постмодернистов второй половины столетия. Чтобы проследить, как развивается жанр в наши дни, куратор выставки Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», предложил представителям различных творческих течений — от параметризма до неоклассики — поразмышлять на тему будущего. Свои варианты будущего предложили Ренато Рицци (Венеция), «Обледенение архитекторов» (Москва), Алексей Левчук (Санкт-Петербург), Андрей Люблинский и Мария Заборовская (Санкт-Петербург), Степан Липгарт (Санкт-Петербург), Николай Шмук (Москва), Александр Берзинг (Санкт-Петербург), Руслан Тимашев (Москва), Марко Касагранде (Хельсинки), Михаил Филиппов (Москва), «Витрувий и сыновья» (Санкт-Петербург) и группа молодых архитекторов (куратор — Сергей Падалко).
Придя на выставку, можно будет убедиться в том, что приглашенные авторы видят завтрашний день совершенно по-разному. «Обледенение архитекторов», к примеру, буквально окрылено советским типовым домостроением. Николай Шмук видит будущее в весьма мрачных тонах — его город спрятан в землю, и жители обустраивают шарообразную полость, оставшуюся от ядерных испытаний. Даже те авторы, что применили один-единственный инструмент — параметрическое проектирование, — пришли к абсолютно различным результатам. Руслан Тимашев создал техноутопию мегаполиса без границ и фиксированной формы; Марко Касагранде предложил направить модернизационные усилия на улучшение качества жизни в трущобах; Александр Берзинг вообразил антигород, как пространство побега из существующего урбанистического кошмара, а Алексей Левчук — возможность обретения людьми способности летать (правда, после биотрансформации). И наконец, Ренато Рицци, предполагающий, что осмыслить грядущее можно лишь путем буквального аскетического погружения в памятники давно ушедшей Belle Époque.
«12 городов будущего» — это двенадцать проектов, выполненных в разных манерах и техниках и показанных в небольших коробочках, которые напоминают те, что используются для демонстрации макетов театральных декораций. Переходя от работы к работе, зритель проигрывает внутри себя различные сценарии будущего. Предполагается, что исследовав выставку, посетитель остановится в задумчивости и, взявшись за перо, решится оставить запись или рисунок в книге, ждущей его в определенном месте.
Открытие выставки — 10 октября, во вторник, в 19.00.