- «Что такое археология?» (для 1-4 классов)
На лекции школьники познакомятся с основными археологическими понятиями, многообразием древних поселений и погребений, а также правилами организации их раскопок. Узнают о том, где и когда в нашей столице проводились и проводятся археологические исследования. У участников будет возможность создать объемную модель культурного слоя, поочерёдно насыпая в стеклянной банке прослойки песка, опилок, угля и бытового мусора.
- «Заруби себе на носу!» (для 1-4 классов)
На лекции ребята узнают о том, какие меры длины использовали средневековые москвичи, как зародился счет, что такое абак и как им пользовались. Помимо этого, школьники познакомятся с тем, как писали и чему учились в средневековой Москве. Отдельно будет рассказано про «нос» и зачем на нем зарубали . И все это на основе реальных археологических находок.
- «Досуг средневековых москвичей» (для 1-4 классов)
Лекция посвящена тому, как отдыхали и во что играли в стародавней Москве. Сначала ученики познакомятся с древними глиняными игрушками, в том числе подлинными. Ребята поучаствуют в занимательных играх и забавах, узнают о том, что такое «бабки» и бирюльки. Затем речь пойдет о древнерусских музыкальных инструментах. Наглядная презентация позволит увидеть фрагменты старинных дудочек, погремушек и даже варганов. В завершении участники попробуют угадать старинные народные мелодии.
- «Традиции и быт средневековой Москвы» (для 1-6 классов)
Лекция посвящена повседневной жизни в средневековой Москве. Школьники познакомятся с внутренним устройством дома и особенностями русского костюма. Для более глубокого погружения в историю двум детям примерят копии традиционной мужской и женской одежды. Также будет уделено внимание кушаньям, составляющим повседневное и праздничное меню средневекового москвича.
- «Древнейшее прошлое Московского края» (для 4-7 классов)
Лекция посвящена истории нашего края в эпоху каменного и бронзового веков. Слушатели узнают, когда сюда пришли люди, где находится древнейшая стоянка Ледникового периода. Выяснят, что такое индустрия каменного века, как делались орудия и как их различают. Получат ответы на вопросы, что можно сделать кремневым отщепом, можно ли просверлить камень и как охотились на гигантов эпохи палеолита — мамонтов. Школьники увидят некоторые подлинные древние находки.
- «Московские клады» (от 5 класса)
На лекции ученики узнают, что такое клады с точки зрения науки археологии, какие они бывают и как часто их находят. Дети познакомятся с самым крупным кладом из обнаруженных в Москве, увидят фотографии предметов, из которых он состоял. Не останутся без внимания и другие, некогда спрятанные москвичами ценности. В завершении участники попробуют определить дату сокрытия предложенного им «клада», предварительно проанализировав его состав.
- «Способы археологического датирования» (от 5 класса)
На лекции ребята узнают о том, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, чем отличается стратиграфический метод от радиоуглеродного, как в условиях проведения археологических раскопок можно ориентировочно определить возраст находки.
- «Хранители тайных знаний» (для 5-6 классов)
На лекции школьники познакомятся с Дьяковской археологической культурой. Узнают, где и когда проживали дьяковцы, чем они занимались, их обычаи. Ребята увидят несколько предметов этой культуры, и им расскажут, какие из этих предметов археологи считают самыми загадочными. У слушателей будет возможность озвучить свои предположения.
- «Подмосковные курганы рассказывают» (для 6 класса)
Лекция посвящена истории заселения Московского края славянами, а конкретно вятичами и кривичами, их быту, традициям и обрядам. Школьники узнают о методах реконструкции древнерусского женского праздничного костюма по археологическим данным.
- «Возраст Москвы» (от 7 класса)
Научно-дискуссионная лекция посвящена проблеме определения истинного возраста нашей столицы. Ученики познакомятся с основными научными взглядами по этому вопросу. Они также узнают, когда появились первые люди на территории Москвы, как они жили, чем занимались, во что одевались. Школьники познакомятся с тем, как на основании археологического материала определяется возраст города. Лекция сопровождается показом подлинных находок и муляжей предметов, относящихся к различным историческим эпохам.
Продолжительность: 45 минут.
Стоимость: 7000 рублей. Лекция-демонстрация рассчитана на один класс.
Необходимое оборудование: компьютер, телевизор/экран/интерактивная доска
ИКТ: презентация Microsoft Power Point/слайд шоу.