В феврале 2016 года Лекторий Музея Москвы на неделю станет научно-исследовательским институтом социального и городского развития имени великого режиссера Эльдара Рязанова.

Музей Москвы в 2016 году запускает новую образовательную программу и расширяет тематический диапазон разговоров о Москве и современном городе, вовлекая в диалог авторов современных изданий о Москве, художников, киноведов, социологов, урбанистов, философов. Круглые столы, дискуссии, диалоги и лекции о Москве станут полем для эксперимента и творческой лабораторией новых подходов в изучении Москвы. Междисициплинарный подход программы станет основой для выстраивания связи между прошлым и будущим города и построения платформы для диалога различных заинтересованных в Москве аудиторий и научного сообщества. Можно ли узнать, как развивался город и что с ним происходило, посмотрев кино? Как современное искусство помогает понять Москву и зачем оно нужно москвичу? Какие книги о Москве стоит читать и на что в них обратить внимание? Открывает новый сезон Лектория Музея Москвы два цикла, приуроченных к Году российского кино. Первый из них : «НИИ социального и городского устройства имени Э. А. Рязанова».

Фильмы Рязанова не так часто связывают с Москвой, но они стали историческим свидетельством, того как развивались Москва и москвичи второй половины XX века. Архитекторы, социологи, историки, культурологи и киноведы в новом образовательном цикле Музея Москвы поговорят об «иронии спальных районов», сыгравшей добрую шутку с героями «Иронии судьбы», районами до сих пор формирующими облик московских окраин, о «социальном романе служебной жизни» и устройстве общества Москвы середины 70-х, о «кооперативе агентов изменений» из фильма «Гараж», а также о том, что происходило в Москве в процессе ее роста и развития на протяжении второй половины ХХ века.

Его кино стало эталоном ушедшей эпохи, отражающим социальное устройство, взаимодействие человека с городом и его общественную жизнь. Пристальный взгляд на частные истории раскрывает глобальные городские процессы, которые созвучны современности или стали его неотъемлемой частью: массовая застройка спальных районов, рост города и самосознания москвича, его социальная и общественная жизнь. Что кинокартины Рязанова могут рассказать современному москвичу о городе? Программа предлагает посмотреть на уже знакомые киносюжеты («Иронию судьбы», «Гараж», «Служебный роман») глазами участника современных процессов, чтобы понять, как город влияет на наши частные жизни. Насколько сильно отличается представление о Москве рязановской от того, что происходило на самом деле? Какие обстоятельства городской эволюции стали основой для драматургии знакомых всем с детства кинокартин? В программе примут участие Максим Павлов, Виктор Вахштайн, Ольга Вендина, Юрий Волчок, Крилл Асс, Татьяна Дашкова, Николай Малинин и др.

 

Кураторы цикла: Максим Павлов, Юлия Грачикова

Вход: свободный

 

 

Программа цикла «НИИ социального и городского устройства имени Э.А. Рязанова»

 

февраля / 19.00

«Ирония спальных районов» (размышления о фильме «Ирония судьбы или с легким паром», 1975 г. Реж. Эльдар Рязанов)

Приглашенные участники: Георгий Бородин, историк анимации (НИИК ВГИК), Юрий Волчок, искусствовед, профессор Московского архитектурного института, Антон Долин, российский кинокритик, радиоведущий и журналист, Николай Малинин, российский архитектурный критик, создатель сайта «Другая Москва», Максим Павлов, куратор кинопрограмм.

Мало кто вспоминает при упоминании картины «Ирония судьбы или с легким паром» мультфильм-пролог о том, как стиралась идентичность домов и вырастала целая армия блочных районов в разных концах города. Этот процесс массовой типовой застройки и появление спальных районов стал основной конвой для последующих событий в кинофильме. Для многих «Ирония судьбы» — это лирическая комедия, энциклопедия советской жизни с ее типичными профессиями, предметами интерьера, ритуалами быта. Город же в 1970-е годы переживал очередной этап роста и реконструкции. В Москве и Ленинграде появились спальные районы, которые до сих пор являются частью городской повседневности. Как менялась Москва в 1970-е годы? Как это отразилось в кинодокументах того времени и анимации? О чем на самом деле рассказывает нам, современному москвичу, картина Рязанова? И что такое «спальный район» тогда и сегодня? На встречу приглашены киноведы, историки архитектуры и урбанисты, чтобы попытаться понять, что стало причиной появления «притчи» об одинаковых улицах и домах.

 

11 февраля / 19.00

«Социальный роман о служебной жизни» (размышления о фильме «Служебный роман», 1977 г, реж. Эльдар Рязанов)

Приглашенные участники: Виктор Вахштайн, кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН , Татьяна Дашкова,  доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, исследователь советской визуальной культуры, Василий Корецкий, кинокритик, Максим Павлов, куратор кинопрограмм

Картина «Служебный роман» — это роман о социальном устройстве Москвы конца 70-х, о том, чем жили москвичи, как работали и что из себя представляли. . Рязанов создает социальный портрет типического «советского человека». Чтобы обозначить общественный статус, режиссер прибегает к тому, что расселяет героев по разным районам Москвы: от элитного дома до Подмосковья. Здесь же появляется первый образ жителя Подмосковья, которые пытаются вести себя как москвичи.  О том, как была устроена социальная жизнь столицы в это время? Какими были москвичи и жители Подмосковья, работающие в Москве? Как была устроена мода и быт?  Что происходило с человеком за кадром романтичной утопии и многие другие вопросы будут подняты в диалоге гостей вечера.

 

13 февраля / 17.00

«Кооператив агентов изменений» (размышления о фильме «Гараж», 1979 г, реж. Эльдар Рязанов)

Приглашенные участники: Кирилл Асс, архитектор-художник, сотрудник бюро Александра Бродского (Москва), Ольга Вендина, географ, урбанист, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, Виталий Куренной,  кандидат философских наук, заведующий отделением культурологии ВШЭ, Максим Павлов, куратор кинопрограмм,  Михаил Ратгауз, кинокритик, заместитель главного редактора colta.ru.

В основе сюжета кинокартины «Гараж» лежит реальный случай, произошедший в гаражно-строительном кооперативе, в котором состоял Эльдар Рязанов. 1970-е годы, Москва продолжает расти, появляются новые дороги, и прокладка очередной магистрали обнажает важную проблему социального и общественного конфликта. В фильме мы совсем не видим города, но можем догадываться о многих процессах, происходящих за стенами кооператива в реальной Москве «за кадром». Строящиеся гаражи стали причиной деградации общественного пространства. Возможно ли тогда было противостоять строительству магистрали? Мог ли кооператив «Фауна» НИИ «Охраны животных от окружающей среды» стать прообразом современных москвичей с активной позицией по отношению к городу? В диалоге принимают участие архитекторы, культурологи и киноведы.