Прекрасные юноши и девушки, подражающие античным героям, борцы за создание нового мира, но также погрязшие в предрассудках мещане, беспринципные карьеристы и даже преступники — экранные комсомольцы заметно отличались друг от друга и далеко не всегда представляли идеал для подражания. Вошедшие в цикл картины, некоторые из которых считаются классикой кинематографа 30-х, другие открывают проблемные стороны в истории молодежного движения, позволяют взглянуть на молодежь под разными углами зрения.

27 сентября, 19:00 «Строгий юноша», 1935, реж. Абрам Роом

Фильм представят историк кино Ирина Гращенкова и куратор Александра Селиванова

Знаменитый «Строгий юноша» Абрама Роома, один из шедевров кинематографа 30-х, долгие годы пролежавший на полке, представляет попытку изобразить идеал комсомола будущего. «Волшебный комсомолец» — один из рабочих вариантов названия фильма — Гриша Фокин борется за то, чтобы его сверстники воспитывали в себе лучшие моральные качества. И все это на фоне оживших античных образов.

Музей Москвы, 1 корпус, 3 этаж, выставка «Романтики. Искатели. Герои». Вход свободный по предварительной регистрации.

4 октября, 19:00 «Закон жизни», 1940, реж. Борис Иванов и Александр Столпер. Показ фрагментов фильма и дискуссия

Участники дискуссии: кинокритик Максим Семенов, историк кино Евгений Марголит, социолог, теле- и радиопродюсер Анатолий Голубовский. 

В «Законе жизни» Бориса Иванова и Александра Столпера главным героем оказывается двуличный секретарь обкома комсомола Евгений Огнерубов. Демагог и карьерист, он ссылается на классиков марксизма, но ведет двойную жизнь, соблазняет девушек и клевещет на неугодных ему людей. Фильм вызвал недовольство Сталина и также долгие годы пролежал на полке. В обсуждении фильма примут участие кинокритик Максим Семенов, историк кино Евгений Марголит, руководитель образовательных программ «Международного мемориала» Ирина Щербакова и теле- и радиопродюсер Анатолий Голубовский.

Музей Москвы, 1 корпус, 3 этаж, выставка «Романтики. Искатели. Герои». Вход свободный по предварительной регистрации.

11 октября, 19:00 «Парижский сапожник», 1928, реж. Фридрих Эрмлер. Показ фильма и дискуссия.

Участники дискуссии:культуролог Юлия Лидерман, кинокритик Максим Семенов, профессор Виталий Куренной, поэтесса и художница Даша Серенко.

«Парижский сапожник» Фридриха Эрмлера позволяет посмотреть на действительно мрачные стороны в истории комсомола. В основу сюжета легли обстоятельства знаменитого «чубаровского дела» — массового изнасилования, потрясшего Ленинград в 1926 году. Стремясь снять проблемный фильм про советскую молодёжь, Эрмлер попытался показать причины подобных преступлений.

Музей Москвы, 1 корпус, 3 этаж, выставка «Романтики. Искатели. Герои». Вход свободный по предварительной регистрации.

16 октября, 19:00 «Частная жизнь Петра Виноградова», 1934, реж. Александр Мачерет

Фильм представит кинокритик Денис Рузаев.

Петр, главный герой «Частной жизни Петра Виноградова» режиссера Александра Мачерета, представляет более сложный характер. С одной стороны, он стремится каждый день совершать по героическому поступку. С другой, далекий от идеала Петр умудряется встречаться с двумя девушками одновременно. Всё это приводит к череде смешных недоразумений.

Вход свободный по предварительной регистрации.

24 октября, 19:00 «После «Лета», 2018, реж. Кирилл Серебренников

Фильм представит актер Александр Кузнецов.

В качестве своеобразного послесловия к циклу будет показан документальный фильм «После «Лета» Кирилла Серебренникова. В этой картине наши современники, близко знавшие Виктора Цоя, Майка Науменко и других героев рок-клуба, рассказывают про скудный быт, внешние ограничения и неограниченную внутреннюю свободу молодежи 80-х годов.

Центр документального кино. Вход свободный по предварительной регистрации.

При поддержке:

Теории и практики