Наша Коллекция

Музей Москвы — один из старейших в российской столице. Он стал свидетелем и хранителем наследия многих эпох — Империи, войн, революций, Советского Союза, Перестройки. Уникальная коллекция Музея насчитывает более 1 млн артефактов, всецело связанных с Москвой. Она собирается с участием людей — москвичей и жителей города. Поэтому особая роль сегодняшнего Музея Москвы в том, что он объединяет всех горожан.

 

Миллион

Именно столько единиц хранения насчитывает коллекционное собрание Музея Москвы. В нем выделены секторы: вещевых материалов, изобразительного искусства, нумизматики, книги, документальных источников. В музее бережно хранят личные архивы десятков выдающихся москвоведов и историков города. Фонды включают свыше 300 персональных коллекций, тематических коллекций и семейно-родовых архивов известных московских купеческих семей — Бахрушиных, Сырейщиковых, Найденовых, Вишняковых, Шелапутиных, Сорокоумовских. Формирование коллекций началось еще в 1896 году, когда на Нижегородской художественно-промышленной выставке блистал формой и содержанием павильон Первопрестольной.

Машинка для пробивки банковских чеков. Россия, XIX-XX вв.

Мягкая Рухлядь

Так в старину называли драгоценные меха, поставлявшиеся из-за Урала, «каменного пояса» державы. В XX веке мода сменилась, и символом России стал цветастый платок. Особый раздел музейной коллекции тканей —  тематические платки дореволюционного и советского периода, посвященные Москве и различным историческим событиям. Каждый платок —  это летопись, рассказывающая о каком-нибудь историческом сооружении. Платки выпускались к Олимпиаде-80, юбилею Москвы в 1947 году и другим событиям.

Шелковый платок, выпущенный к II Всемирному конгрессу сторонников мира, 1950

Мальцовский хрусталь и труды конкурентов

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов —  владелец самого известного завода звонкой посуды в населенном пункте Гусь-Хрустальный. Безумный любитель искусства, меценат, главный спонсор Пушкинского музея оставил богатейшее наследие. В Музее Москвы хранится немало изделий его фабрик. Коллекция включает разнообразные предметы —  от грубой керамики до тончайшего фарфора и стекла. В основном, это изделия российских производителей: заводов Мальцовых, А. С. Попова, братьев Корниловых, Императорского фарфорового завода, товарищества М. С. Кузнецова. Интересна серия художественных и бытовых статуэток завода Ф. Гарднера, посвященная жизни крестьян и городских низов. Уникальна коллекция изделий заводов Гжели XIX века из фарфора и фаянса.

Соусник. Набор посуды юбилейный к 800-летию Москвы. Чехословакия, 1947

Мозаики

Декоративно прикладное искусство всегда идет рука об руку с архитектурой — стоит вспомнить изразцы Нового времени или витражи эпохи ар-деко. Но в фондах нашего музея хранится немало экспонатов, повествующих о развитии жанра мозаики с 1950-х годов, когда ее активно применяли в оформлении гостиниц, станций метро, административных зданий. В 2017 году в Музее прошла выставка «Современные мозаики Москвы». Традиции московской школы прослеживаются в творчестве современных художников в произведениях для церковных, общественных и частных пространств.

Изготовление мозаик по эскизам А.В. Мызина для оформления станции метро «Киевская», 1953

Моя Москва

«Моя Москва»

С начала 80-х годов прошлого века Семен Файбисович создает портрет советской эпохи, как впоследствии выяснилось — уходящей. В 2007 году, после двенадцатилетнего перерыва, художник возвращается в живопись, чтобы создать портрет уже новой эпохи, образ которой посветлел и снова привлек его.

В основе творческого метода художника — скрещивание трех технологий: съемка на мобильный телефон в низком разрешении, обработка изображения и традиционная живопись маслом на заключительном этапе.

Мой адрес

Мой адрес – не дом и не улица

Обязательная система нумерации домов появилась в Москве только в начале XX века, до этого горожане предпочитали пользоваться народными названиями, урочищами, именами церковных приходов, участков, фамилиями домовладельцев. Картина Ю.И. Пименова «Новые номера» напоминает — район становится обжитым только после появления адресных табличек и его закрепления на географической карте.

Москва Красная

Москва красная

В 1930–1960-е годы в Советском Союзе выпускали значительное число товаров, связанных с образом столицы — платки, косметику, парфюмерию. Предыдущему поколению наверняка запомнились духи «Красная Москва». Советские женщины не могли рассчитывать на крупную линейку косметики, поэтому «Красная Москва» стала утешением сразу для нескольких поколений. Рассказывают, что духи пользовались относительной популярностью в Париже, и одна москвичка, которая вышла замуж за француза, промышляла их доставкой в столицу моды. Актриса и режиссер Рената Литвинова так характеризовала запомнившийся аромат: «Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут».

Молодой Московский

Молодой московский

Покрас Лампас – самый популярный молодой паблик-арт художник в России, эта работа была создана специально для Музея Москвы непосредственно во время персональной выставки, состоявшейся в сентябре 2018 года, — «самое свежее поступление самого “свежего” автора».