Искусствовед Осип Брик в 1920-е годы провозгласил обычный ситец вершиной художественного труда, а Маяковский писал: «Пыши, / машина, / шибче-ка, / вовек чтоб / не смолкла, / побольше / ситчика моим / комсомолкам!» Однако не только ситец и не только агиттекстиль эпохи авангарда стали предметом показа выставки «Ткани Москвы».

С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших самое массовое из декоративных искусств — текстиль. Рисунок, цвет и фактура тканей — дореволюционные образцы ар-нуво, агиттекстиль первых десятилетий Страны Советов, космические сюжеты «оттепели», оп-арт и абстракция времен застоя – всегда отражали самые значимые образы своего времени, формируя стиль эпохи, мироощущение и быт людей.

Выставка «Ткани Москвы» представит все этапы становления текстильного производства в Москве, расскажет о дизайнерах ушедшего столетия и продемонстрирует, почему тканевая индустрия так важна для понимания культуры ХХ века. Посетители увидят масштабную панораму текстильного производства столицы: уникальные экспонаты Трёхгорки и «Красной розы», Даниловской и Голутвинской мануфактур, Первой ситценабивной и фабрики Свердлова, эскизы художников и образцы тканей разных эпох, редкие фотографии и даже станки.

Структурно выставка состоит из пяти разделов, представляющих историю московского текстиля с разных ракурсов.

Первый раздел посвящен дореволюционной промышленности. Текстильные фабрики появились в Москве в начале XIX века. Они производили и обрабатывали ситец, шелк, бязь, сатин, шерстяные ткани, печатая рисунки по иностранным образцам. Для этого в Москву сотнями привозили французские «абонементы» — альбомы с вклеенными раппортами (образцами узоров). Выставка представит все разнообразие текстиля рубежа прошлых веков: от «народных» ситцев в мелкий цветок до образцов сложнейшей многослойной печати в стиле модерн, абстрактные рисунки дореволюционной эпохи и интерьерные панно с драконами, ирисами и насекомыми. Помимо никогда не выставлявшихся образцов тканей и эскизов, посетители выставки увидят макеты фабрик, документы и фотографии, связанные с ранней историей текстильных производств Москвы.

Однако настоящим началом истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы. Именно этой эпохе посвящен раздел ВХУТЕМАС, который рассказывает о Высших художественно-технических мастерских, где впервые был открыт текстильный факультет. Главной задачей факультета являлось преодоление декоративного «прикладничества» и внедрение в программу технических дисциплин. В связи с этим большая часть преподавателей была непосредственно связана с производством. На «Тканях Москвы» будет представлена реконструкция рабочих мест трех художниц и преподавательниц ВХУТЕМАСа: Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой. Маяковская вела курс аэрографии, работала на Трёхгорке и «Красной розе», Степанова преподавала художественную композицию и вместе с Поповой трудилась на Первой ситценабивной фабрике.

Двадцатиметровая витрина-«конвейера» продемонстрирует дальнейшие этапы эволюции текстильного дизайна вплоть до 1980-х годов: здесь экспонируются эскизы, подлинные ткани, журналы, документы и фотографии, а также архивная кинохроника.

Четвертый раздел представляет 12 персональных микро-экспозиций, посвященных художницам, работавшим на протяжении всего XX века и сформировавшим эстетику московского текстиля — Марии Ануфриевой, Натальи Киселёвой, Натальи Кирсановой, Анны Андреевой, Натальи Жовтис, Елены Шумяцкой, Натальи Зыслиной, Татьяны Тихомировой, Ларисы Рубцовой и других.

Печальный и величественный итог московского текстильного производства и всей индустриальной эпохи, заключительная часть «Тканей» — масштабный (от пола до потолка) архив — собрание сотен альбомов со старинными образцами раппортов с конца XIX до конца XX века.

Александра Селиванова, куратор выставки: «“Ткани Москвы” — это первый в истории современной России подробный рассказ о текстильной Москве. Если искусство текстиля советского авангарда часто экспонируется и неплохо изучено, то ткани предыдущих и последующих десятилетий обычно оказываются в тени. Мы впервые показываем огромные заводские и вузовские коллекции эскизов и тканей, и это позволяет нам осветить тему масштабно и с самых разных сторон. Нам хотелось поговорить со зрителем и о дизайне, о смене стилей на протяжении ХХ века, и о специфике текстильного производства, и о закончившейся индустриальной эпохе Москвы. Ну и особенно волнительно впервые представить широкой публике двенадцать замечательных художниц, десятилетиями создававших дизайн московского текстиля».

 

Образовательную программу к выставке можно узнать в разделе Лекторий.
Детские программы к выставке находятся на странице Детского центра.
Экскурсионная программа находится по ссылке.

Страница этой выставки в нашей коллекции онлайн по ссылке.

 

Партнеры проекта: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Государственный музей-заповедник «Царицыно», Политехнический музей, Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР), Музей Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), Музей Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Т. Строганова), Российский Государственный Архив Кинофотодокументов (РГАКФД), Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Открытое акционерное общество «Трехгорная мануфактура», Международная арт-галерея «Эритаж», Группа компаний «Голутвинская Слобода», Научно-исследовательский проект МосПромАрт.

Благодарим за предоставление экспонатов частных коллекционеров: Юрия Петухова, Инну Крылову, Александра Лаврентьева, Елену Киселеву-Дамскую, Ларису Рубцову, Татьяну Тихомирову, Ксению Вытулеву, Татьяну Андрееву, Сергея Аверьянова, Екатерину Смирнову, Марию Зыслину, Надежду Плисову.