Тема строительства счастья вплотную связана с темой конструирования реальности посредством масс-медиа. Фотография как специфическая система кодов, в буквальном смысле, язык, становится тем механизмом, посредством которого утверждается реальность счастливого города, пребывающего в состоянии вечной эйфории. Фотографы создают некую модель, задающую образец для понимания окружающей действительности как праздничной, нарядной, парковой, фестивальной.

«Простой советский человек» видел улыбающихся детей на фотографиях, карусели, шары, лодки; скорее всего, у него была установка на «объективность» фотокамеры (объектив не солжёт). И вот он уже «знал», какая она, Москва, – со всеми ее успешными людьми, фейерверками, красивыми зданиями. И в соответствии с этим «знанием» он действовал: гордился своим городом, стремится в столицу, ругал её за праздность и беспечность.

Примерно те же механизмы действуют и в отношении современных масс-медиа. Картинка (фотография в газете, видеорепортаж на телевидении) обладает собственной реальностью, нетождественной тому, что она якобы «отражает». Сложно судить, скажем, о городе по официальным фотографиям или репортажам в СМИ. Тем не менее, сложно и не судить: формула «как корабль назовёшь, так он и поплывёт» работает практически безотказно. Зачастую именно картинка играет решающую роль в формировании суждения.

В любом случае, можно сказать наверняка: город, который мы видим на фотографиях, действительно, существовал и продолжает существовать – в реальности самих этих фотографий и нашей выставки.