Многие старинные дома скрывают тайны, а знаменитые фамильные замки с длинной историей, таких семей как Медичи, – несомненно. В нашей музыкальной программе речь пойдёт о секретах звучащих, а именно – связанных с музыкальными инструментами.

Один из них связан с созданием фортепиано. У флорентийских правителей Медичи служил мастер Бартоломео Кристофори. Он славился как изготовитель клавикордов и клавесинов. Кристофори изобрёл клавишный инструмент с молоточковой механикой (будущее фортепиано), который он назвал «клавесином с тихим и громким звуком» (gravicembalo col piano e forte). Такое величайшее для истории музыки изобретение могло бы ещё долго оставаться неизвестным, но спустя несколько лет к Кристофори заехал его друг Сципион Маффеи. Знаток искусства и учёный, он сразу оценил новизну открытия и в 1711 году опубликовал об этом информацию в журнале.

Но то, что будет звучать в программе этого вечера, связано с другой историей из жизни дома Медичи. Она переносит нас в конец XVI века. В то время популярность приобрели спинеты – клавишные инструменты из семейства клавесинов, удобные для домашнего музицирования. Мастера строили и совсем маленькие клавесины – октавные спинеты, или октавино, звучащие выше обычных на целую октаву. Такую пару из спинета обычного размера и октавино фламандские клавесинные мастера называли «Мать и дитя». Если «малыш» жил отдельно от «матери», нередко его помещали в специальный красиво украшенный футляр-шкатулку.

В одном из ящичков богато инкрустированного бюро в доме Медичи притаился октавино. Оригинальный экземпляр 1593 года работы неизвестного мастера вместе с самим бюро является экспонатом Российского национального музея музыки. А его точную копию, сделанную реставратором музея и мастером клавесинов Николаем Полосковым, можно будет услышать в программе концерта.

В исполнении Татьяны Зенаишвили (спинет октавино) и Анны Тончевой (лютня, крумхорн, корнамуз, гемсхорн) прозвучат следующие произведения:

Аноним (XVI века). Гальярда;
Д. Фрескобальди (1583 – 1643). Баталлия;
В. Галилео (1520 – 1591). Два контрапункта;
Э. Кавальери (1550 – 1602). Балет и Куранта;
Аноним (XVI века). Гальярда «Форнерина»;
Я. Свелинк (1562 – 1621). Павана «Слёзы»;
Анононим (XVI века). Павана «Мощь Геркулеса»;
Я. Свелинк (1562 – 1621). Фантазия «Эхо»;
Н. Шедевиль. Сюита для мюзет;
Д. Доуланд (1563 – 1626). Подушечка леди Хадсон;
А. Габриели (1533 – 1585). Токката;
Д. Фоскарини (1600 – 1647). Паванилия;
М. А. дель Пифаро VI. Баталия;
У. Берд (1543 – 1544). Флейта и барабан.