В Центре Гиляровского проходят встречи ридинг-группы «Московский текст». В центре изучения — тексты, где Москва не просто место действия, а самостоятельный герой. Преподаватели ридинг-группы — искусствовед и ведущий методист Экскурсионного бюро Музея Москвы Мария Никитина и филолог, историк и экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Екатерина Задирко.

Участники ридинг-группы поговорят об ощущении пространства, которое создает каждый текст, посвященный городу, нанесут на карту маршруты литературных героев и подберут к произведениям иллюстрации: произведения живописи и графики, фотографии и кадры из фильмов. Также на ридинг-группе будет обсуждаться урбанистические образы в поэтических и прозаических текстах сентиментализма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма и футуризма. Участники попытаются ответить на вопрос, почему авторы обращаются к описанию определенных мест города и какую символику имеют эти знаковые места.

Ближайшие встречи:

26 марта в 19:00 — Обсуждение книги Михаила Загоскина «Москва и москвичи» (продолжение предыдущей встречи). Регистрация

Встреча пройдет на сервисе Zoom в виде конференции. Для того чтобы принять участие нужно будет просто пройти по ссылке, которую мы вышлем на почту всем зарегистрировавшимся за полчаса до начала. 

Имя Михаила Загоскина сейчас вспоминают нечасто, однако в свое время он был настолько известен своими историческими романами, что снискал славу «русского Вальтера Скотта». Виссарион Белинский назвал его произведение «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» «первым хорошим русским романом». А роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» вплоть до создания Львом Толстым «Войны и мира» был самой популярной у русских читателей книгой об Отечественной войне.

Мы попробуем обнаружить в текстах отсылки к произведениям Николая Карамзина и Михаила Лермонтова, а также ответить на вопросы:

  • Каковы истоки жанра бытописания в русской литературе?
  • Зачем Загоскину подставной автор, Богдан Ильич Бельский?
  • Какой образ Москвы складывается в этих очерках и какими Загоскин представляет москвичей?
  • Как в очерках соотносятся литературные образы и жизненные наблюдения?

Ведущие курса:

Мария Никитина – искусствовед, ведущий методист Экскурсионного бюро Музея Москвы
Екатерина Задирко – филолог, историк, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера»

 

Прошедшие встречи:

10 марта в 19:00 — Обсуждение книги Михаила Загоскина «Москва и москвичи». 
Участие бесплатное. Регистрация.

Кроме знаменитой книги Владимира Гиляровского, существует другая книга популярного в свое время русского писателя Михаила Загоскина с точно таким же названием. С 1843 по 1850 годы Загоскин написал и издал сборник бытовых и этнографических очерков о Москве «Москва и москвичи».

Участники ридинг-группы попробуют обнаружить в тексте отсылки к произведениям Карамзина, Жуковского, Пушкина, Гоголя и других, а также обсудят, каковы истоки жанра бытописания в русской литературе, зачем Загоскину подставной автор, Богдан Ильич Бельский, какой образ Москвы складывается в этих очерках и какими Загоскин представляет москвичей и как в очерках соотносятся литературные образы и жизненные наблюдения.

Имя Михаила Загоскина сейчас вспоминают нечасто, однако в свое время он был настолько известен своими историческими романами, что снискал славу «русского Вальтера Скотта». Виссарион Григорьевич Белинский назвал его произведение «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» «первым хорошим русским романом». А роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» вплоть до создания Львом Толстым «Войны и мира» был самой популярной у русских читателей книгой об Отечественной войне.

Загоскин сделал сумасшедшую карьеру: получив посредственное домашнее образование и начав в 14 лет с должности мелкого чиновника, он стал не только известным писателем и драматургом, но Действительным статским советником, Директором императорских московских театров и первого московского музея — Оружейной палаты — и почетным академиком Российской академии наук. Его пьесы «Богданов, или Провинциал в столице» и «Вечеринка ученых» пользовались большим успехом в московских театрах. Загоскин считали патриотом, консерватором и народником, за что автор часто подвергался критике.

28 января в 19:00 — «Послепожарная Москва в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина»

«Повести Белкина» — один из самых загадочных и недооцененных текстов русской литературы. За незамысловатыми сюжетами скрываются сложные эксперименты с жанрами, литературными традициями, художественным и временем и пространством. «Гробовщик» — единственная повесть цикла, действие которой происходит в Москве. Так же как послепожарная Москва переживает трансформацию, обновление, также и сама проза Пушкина являет собой что-то совсем новое для русской литературы.
Топография повести напрямую связана со знаковыми местами жизни самого Пушкина. Переезд главного героя с одной улицы на другую оказывается пересечением границы между реальным и фантастическим, центром и периферией, «своим» и «чужим». Прошлая наша встреча была посвящена повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница». Удивительно, сколько в «Гробовщике» прямых и скрытых отсылок к этому произведению.

24 декабря в 19:00 — «Мистическая Москва Антония Погорельского»

Антония Погорельского многие знают как автора сказки «Черная курица, или Подземные жители» — любопытного примера «петербургского текста». Действие его фантастической повести «Лафертовская маковница» разворачивается в Москве, в Лафертовской, или Лефортовской, части. Там живет старушка, днем она торгует маковыми лепешками, ночью — знается с нечистой силой. К ней обращается свойственница с просьбой найти жениха своей дочке, бесприданнице Маше. Но в повести волнует не только сюжет. Участники встречи попытаются выяснить, почему действие фантастической повести разворачивается именно в Лефортово, как в тексте сочетаются черты реализма и романтизма, что заимствуют  у Погорельского Пушкин, Одоевский, Гоголь и Булгаков, и что за личность скрывается за псевдонимом Антония Погорельского.   

В программу следующих встреч войдут произведения Александра Грибоедова и Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Владимира Одоевского, Михаила Загоскина и Владимира Гиляровского, Льва Толстого и Ивана Шмелева.

10 декабря в 19:00 — «“Бедная Лиза” как первый московский текст». 

Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» можно назвать первым примером «московского текста». События повести разворачиваются в Симоновской слободе. После прочтения участники обсудят роль описания города и сельской местности в тексте, причины популярности «Бедной Лизы» и Лизиного пруда, а также поговорят о том, что знали современники Карамзина о Симоновом монастыре и Симоновской слободе и как это знание делало авторский замысел более полным.

11 февраля — обсуждение очерка Михаила Лермонтова «Панорама Москвы». 

Во время обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков юный Лермонтов по заданию преподавателя русской словесности написал небольшой очерк “Панорама Москвы” (1834 г.). Составленный по заданному плану, этот текст  — не просто ученическое упражнение. В нем отразился актуальный для «большой» русской литературы 1830-х годов спор об архитектурном и символическом потенциале двух столиц — Петербурга и Москвы, а также общеевропейский интерес к зодчеству предшествующих эпох.
В ходе совместного чтения и обсуждения мы попытаемся ответить на вопросы: Какое отношение к созданному Лермонтовым образу Москвы имеет Гюго? Можно ли сопоставить «словесный портрет» Москвы Лермонтова с картинами и гравюрами того времени? Как в этом очерке Лермонтов работает с актуальными литературными приемами и идеями?
Авторы и ведущие курса:
Мария Никитина – искусствовед, ведущий методист Экскурсионного бюро Музея Москвы
Екатерина Задирко – филолог, историк, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера»
Мероприятие бесплатное, ссылка на регистрацию