Программа к выставке «В начале было слово. Поэт и контекст»

9—26 ноября

событие музей москвы

 

С 26 октября по 26 ноября в Музее Москвы совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» представляют выставку «В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна».

Проект посвящен творчеству Льва Рубинштейна, ключевой для современной российской поэзии фигуры, и повествует о московском художественном контексте, в котором происходило творческое становление и формирование поэта, и который он сам существенно преобразил.

Выставка будет сопровождаться обширной культурной программой.

Расписание мероприятий: 

09|11 19:00 четверг
Два источника и две составные части концептуализма: чистая идея и машина безбрачия.

В одном из своих известных текстов, посвященных концептуальному искусству, Бенджамин Бухло утверждает, что родоначальники этого направления – минималисты и дада, как бы плохо первые ни относились ко второму. На лекции будут рассмотрены обе траектории развития «искусства для искусства», от неопластицизма к Hard Edge, от «Африканских впечатлений» Р. Русселя к «Искусству после философии» Дж. Кошута.

Лектор: Евгения Кикодзе, искусствовед, куратор, руководитель отдела “Современная Москва” Музея Москвы.
Место проведения: выставка “В начале было слово. Поэт и контекст” (3 корпус, 1 этаж).
Вход по билету на выставку: 200 рублей, льготный — 100 рублей.

13|11 19:00 понедельник

Концерт Льва Рубинштейна и Владимира Тарасова.

Творческий диалог поэта Льва Рубинштейна и легендарного барабанщика, лауреата премии «Триумф» Владимира Тарасова имеет давнюю традицию. В совместных перформансах ритм ударных Владимира Тарасова превращается в своеобразный текст, а чтение Льва Рубинштейна, его голос становится музыкальным инструментом. Акустический монтаж поэта и музыканта в этих акциях сближается с принципом киномонтажа, названного Сергеем Эйзенштейном «монтаж аттракционов». Игра поэта  с карточками создает определенную рифму дробной инструментальности Владимира Тарасова, порой вызывая полное совпадение звука и образа и формируя особый художественный организм.

Место проведения: выставка “В начале было слово. Поэт и контекст” (3 корпус, 1 этаж).
Вход по билету на выставку: 200 рублей, льготный — 100 рублей.

16|11 19:00 четверг
Как начиналась московская неофициальная культура.

В рамках лекции будет рассмотрено рождение рефлексивной культуры, в которой органично соединились феномены текста и изображения. Процесс интеллектуализации нового художественного сознания развивался в системе комментариев к образу, и основной территорией этого явления были мастерские Ильи Кабакова и Эрика Булатова, которые составляли «Школу Сретенского бульвара», как назвал ее чешский искусствовед Иржи Халупецкий. В этих мастерских самоописание принимало характер интеллектуальной экзистенции, так как оно опиралось, в основном, на философию Мартина Хайдеггера. К этой же системе подключались художники, работавшие в мастерской по адресу: улица Рогова, 13: Д.Пригов, Б.Орлов, Р.Лебедев и постоянно присутствовавший на этих встречах И.Шелковский, в будущем создатель журнала «А-Я». В связи с тем, что для этой новой художественной системы  еще не существовало интеллектуального аппарата, сами художники занимались проблемой описания своего художественного языка. Первая оформленная фаза этого движения началась с художественных практик Комара и Меламида, и была обозначена термином «соцарт».

Лекторы:
Виталий Пацюков, искусствовед, куратор, автор теоретических исследований в области современного искусства;
Сергей Ромашко, филолог, переводчик, профессор МГУ, участник группы «Коллективные действия».
Место проведения: выставка “В начале было слово. Поэт и контекст” (3 корпус, 1 этаж).
Вход по билету на выставку: 200 рублей, льготный — 100 рублей.

17|11 19:00 пятница
Квартирник Музея Москвы в студии Seasons/Концерт Владимира Мартынова и Льва Рубинштейна.

Личная дружба Владимира Мартынова и Льва Рубинштейна, композитора и поэта, превратилась в творческий дуэт, в котором музыка Мартынова и картотека Рубинштейна обрели новую целостность. Их совместные выступления, в которых объединились рояль Мартынова и голос Рубинштейна, превратились в новую перформативную практику. Владимир Мартынов впоследствии написал ряд музыкальных композиций для ансамблей Марка Пекарского и Opus Posth, в основу которых легла поэзия Льва Рубинштейна.

Место проведения: Seasons projects; Дизайн — завод “Флакон” ул. Большая Новодмитровская, д. 36, стр. 12д.
Вход платный.
Билеты по ссылке

22|11 19:00 среда
Дискуссия “Московская кухня”.
Модератор: Борис Клюшников, искусствовед, философ.
Участники: Никита Алексеев, Георгий Кизевальтер, Дарья Серенко, Ян Гинзбург, Кирилл Савченков, Сергей Ромашко, Виталий Пацюков.

История искусства часто фиксируется на конкретных фактах и произведениях, пытаясь вписать целую среду в последовательность завершенного архива. Однако, сами художественные практики служат не просто формированию архива — они создают определенное виртуальное сообщество, со своими принципами и способами функционирования. Алексей Юрчак — автор книги «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение», описывая позднесоветское общество, рассматривал искусство как способ совместного существования, определяемый эстетикой вненаходимости. Отрицая прямое политизированное дробление и противостояние «официального» и «неофициального», вненаходимость сама по себе является политическим способом жить вместе на новых основаниях. Целью круглого стола является анализ московского концептуализма в его видении сообщества и попытка понять, как эти механизмы совместной жизни актуальны для искусства и общества в сегодняшней российской ситуации.

Место проведения: выставка “В начале было слово. Поэт и контекст”(3 корпус, 1 этаж).
Вход свободный.

26|11 17:30 воскресенье
Перформанс “Швейцария II”.

«Швейцария 2» — авторский ремейк легендарной акции поэта Льва Рубинштейна, композитора Сергея Загния и художницы Марии Чуйковой, состоявшейся 17 лет назад в Центре «Дом».
Участники перформанса не хотели бы раскрывать заранее его содержание, но приглашают зрителей непосредственно пережить это событие, во время которого слово поэта превращается в художественный поступок и окрашивается акустическими формами.
Перформанс пройдет в рамках финисажа выставки «В начале было слово. Поэт и контекст».
Участники: Мария Чуйкова, художник, Сергей Загний, композитор, Лев Рубинштейн.
Место проведения: Лекторий Музея Москвы, 3 корпус, 2 этаж.
Вход свободный.