Наша Коллекция

Музей Москвы — один из старейших в российской столице. Он стал свидетелем и хранителем наследия многих эпох — Империи, войн, революций, Советского Союза, Перестройки. Уникальная коллекция Музея насчитывает более 1 млн артефактов, всецело связанных с Москвой. Она собирается с участием людей — москвичей и жителей города. Поэтому особая роль сегодняшнего Музея Москвы в том, что он объединяет всех горожан.

 

Миллион

Именно столько единиц хранения насчитывает коллекционное собрание Музея Москвы. В нем выделены секторы: вещевых материалов, изобразительного искусства, нумизматики, книги, документальных источников. В музее бережно хранят личные архивы десятков выдающихся москвоведов и историков города. Фонды включают свыше 300 персональных коллекций, тематических коллекций и семейно-родовых архивов известных московских купеческих семей — Бахрушиных, Сырейщиковых, Найденовых, Вишняковых, Шелапутиных, Сорокоумовских. Формирование коллекций началось еще в 1896 году, когда на Нижегородской художественно-промышленной выставке блистал формой и содержанием павильон Первопрестольной.

Машинка для пробивки банковских чеков. Россия, XIX-XX вв.

Мягкая Рухлядь

Так в старину называли драгоценные меха, поставлявшиеся из-за Урала, «каменного пояса» державы. В XX веке мода сменилась, и символом России стал цветастый платок. Особый раздел музейной коллекции тканей —  тематические платки дореволюционного и советского периода, посвященные Москве и различным историческим событиям. Каждый платок —  это летопись, рассказывающая о каком-нибудь историческом сооружении. Платки выпускались к Олимпиаде-80, юбилею Москвы в 1947 году и другим событиям.

Шелковый платок, выпущенный к II Всемирному конгрессу сторонников мира, 1950

Мальцовский хрусталь и труды конкурентов

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов —  владелец самого известного завода звонкой посуды в населенном пункте Гусь-Хрустальный. Безумный любитель искусства, меценат, главный спонсор Пушкинского музея оставил богатейшее наследие. В Музее Москвы хранится немало изделий его фабрик. Коллекция включает разнообразные предметы —  от грубой керамики до тончайшего фарфора и стекла. В основном, это изделия российских производителей: заводов Мальцовых, А. С. Попова, братьев Корниловых, Императорского фарфорового завода, товарищества М. С. Кузнецова. Интересна серия художественных и бытовых статуэток завода Ф. Гарднера, посвященная жизни крестьян и городских низов. Уникальна коллекция изделий заводов Гжели XIX века из фарфора и фаянса.

Соусник. Набор посуды юбилейный к 800-летию Москвы. Чехословакия, 1947

Мозаики

Декоративно прикладное искусство всегда идет рука об руку с архитектурой — стоит вспомнить изразцы Нового времени или витражи эпохи ар-деко. Но в фондах нашего музея хранится немало экспонатов, повествующих о развитии жанра мозаики с 1950-х годов, когда ее активно применяли в оформлении гостиниц, станций метро, административных зданий. В 2017 году в Музее прошла выставка «Современные мозаики Москвы». Традиции московской школы прослеживаются в творчестве современных художников в произведениях для церковных, общественных и частных пространств.

Изготовление мозаик по эскизам А.В. Мызина для оформления станции метро «Киевская», 1953

Мебель и дерево

Коллекцию дерева и мебели (около 4000 единиц хранения) составляют предметы обихода, изготовленные и фабричным, и кустарным способом, бытовавшие как в дворянских усадьбах, так и в обычных московских семьях XIX–XXI вв. Наиболее значимые экспонаты в коллекции мебели — с толовый гарнитур «Миф», изготовленный предположительно в ремесленных мастерских Московской губернии в начале XX века в неорусском стиле, гарнитур «Неоампир», стол и табурет, выполненные в Абрамцевских мастерских по эскизам Е. Д. Поленовой.

Фрагмент выставки «Шкафы Москвы», 2018

Масляные фонари — и дальше

Московские масляные фонари установили в 1730 году для вечернего освещения Кремля, улиц в Белом и Земляном городе, Немецкой слободе и в Китайгороде. В 1860-х годах на смену масляным фонарям пришли керосиновые, в 1865 году —  первые газовые фонари, а в 1883-м на набережной вблизи Кремля поставили электрические светильники. Первой освещенной электричеством улицей стала Тверская. На старинных фотографиях из фондов музея запечатлены залитые светом улицы города. Есть и некоторые документы о развитии городского освещения.

Зажигание городского фонаря, 1900-е

Машина времени. Увидеть старую Москву.

Посещение Музея Москвы подобно путешествию во времени. И лучше всего это состояние отражает наша обширная коллекция живописи и графики. Облик Москвы представлен произведениями А. Васнецова, И. Айвазовского, В. Сурикова, А. Лабаса, Р.Фалька, Кукрыниксов, Ю. Пименова и других маститых художников. Работы Аполлинария Васнецова показывают Москву XII–XX веков: древний Кремль, Красную площадь. Интересно, что художник даже нанимал монгольфьеры (воздушные шары) для точного изображения городских окраин. А выставки современных художников отражают жизнь города в ритме настоящего времени. В Музее Москвы с большим успехом экспонировались работы известных живописцев Константина Батынкова, Александра Виноградова, Владимира Дубосарского, Андрея Гросицкого, Семена Файбисовича. После выставки подлинные полотна были подарены авторами Музею, став частью его художественного собрания.

Открытка «Москва будущего», 1914

 

Моменты

Музей Москвы обладает большой уникальной коллекций фотографий. Это собрание негативов, фотографий и стекол для стереоскопов. На них запечатлен облик Москвы с середины XIX века до наших дней, образы москвичей и московские семьи. В коллекции представлены работы известных московских ателье — Набгольца и Ко, Ю. Мебиуса, О. Ренар и других, работы современных фотохудожников — Б. Михайлова, группы «АЕС+Ф», И. Мухина, Л. Мелихова, Ф. Инфанте, В. Мамышева (Монро), С. Борисова и других. Значительная часть коллекции оцифрована и представлена онлайн.

Гостиница «Лениград ская», 2 пол. 1950-х

Маме или брату?

Что мы в первую очередь отправляем в качестве подарка или приятного знака внимания из другого города? Конечно, почтовую открытку. Основу этой коллекции Музея Москвы составляют документальные и художественные открытки конца XIX — начала XXI веков, изданные в России и за рубежом. Коллекция насчитывает более 20 тысяч экземпляров. Наибольший интерес представляют почтовые карточки начала ХХ века, с изображением улиц и зданий города, серии «Московские типы», «Русские типы», «Москва будущего», а также открытки, отражающие переломные моменты истории: революцию, Первую мировую войну. Интересны поздравительные открытки к Пасхе и Рождеству, выполненные известными русскими художниками.

Открытка Кучер. Серия «Русские типы» Издательство «Гранберг» в Стокгольме, начало XX в.

Музы на бумаге

Довольно обширная коллекция музея включает в себя афиши Большого и Малого театров, МХТ, театра Корша, консерватории и других московских театров, а также первые киноафиши, в том числе к немым фильмам с участием звезды дореволюционного кино Веры Холодной. Если учесть, что в первые годы существования синематографа для работы над афишами привлекали лучших художников, можно уверенно сказать, что этот вид изобразительного источника полноценно стоит в ряду других и много рассказывает о жизни города.

Афиша к фильму «Сильный человек» (реж. В. Мейерхольд) Москва, 1916

Мюрата прогнав

В коллекции фалеристики Музея Москвы собраны нагрудные и мемориальные медали, ордена, знаки отличия, относящиеся к различным эпохам. Наиболее ценные из них — ордена Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава. В коллекции находятся звезды орденов Святого Владимира и Святого Станислава ручной работы, они датируются началом XIX века. Большой редкостью является Ополченский крест 1812 года. Известны медали основных битв Отечественной войны: «Бородинское сражение», «Освобождение Москвы», «Сражение при Березине», «Народное ополчение 1812 года», «Бегство Наполеона за Неман» и другие.

Звезда св.Святаслава. сер. XIX в. орден св. Анны, рубеж XIX–XX вв.

«Можно автограф?»

В фонде редкой книги имеются книги с автографами С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока, историков В.О. Ключевского, М.В. Нечкиной, композитора Р.М. Глиэра и многих других деятелей науки и культуры. Большую ценность представляет наиболее полная коллекция путеводителей по Москве и ее окрестностям, начиная с самого первого, изданного писателем, поэтом и переводчиком В.Г. Рубаном в 1782 году, и заканчивая изданиями наших дней.

Есенин С. А. «Пугачев». Москва. 1-я Образцовая типография, 1922. С автографом автора

Моор и Маяковский

В фонде плакатов любознательный найдет более 9000 единиц хранения, коллекция охватывает период с конца XIX века до начала 2000-х годов. В музее хранятся уникальные плакаты-карикатуры, посвященные Первой мировой войне, известных художников-карикатуристов того времени — Д. Моора, С. Мухарского, агитационные плакаты 1920–30-х годов, среди них — работы В.В. Маяковского, М.М. Черемных и В.Н. Дени, знаменитые плакаты «Окна РОСТА». Особое место занимают плакаты Великой Отечественной войны, над которыми работали И. Тоидзе, В. Корецкий, Кукрыниксы, а также серия плакатов «Окна ТАСС».

Плакат. В. В. Маяковский, К. С. Малевич «У союзников французов…», 1914

Москвичи Коренные

В коллекции Музея Москвы имеются автомобили, в том числе выпущенные в разное время столичными заводами МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей) и ЗИС (малолитражка «Москвич» М-400 1947 года выпуска и ЗИС 110 — первый советский послевоенный автомобиль представительского класса — 1948 года выпуска). Иномарки представлены моделями «Studebaker-Garford. Model 25» (1906 года выпуска) и «Ford-T Phaeton» (1914 года выпуска).

Автомобиль Москвич, 1947

 

Моя Москва

«Моя Москва»

С начала 80-х годов прошлого века Семен Файбисович создает портрет советской эпохи, как впоследствии выяснилось — уходящей. В 2007 году, после двенадцатилетнего перерыва, художник возвращается в живопись, чтобы создать портрет уже новой эпохи, образ которой посветлел и снова привлек его.

В основе творческого метода художника — скрещивание трех технологий: съемка на мобильный телефон в низком разрешении, обработка изображения и традиционная живопись маслом на заключительном этапе.

Мой адрес

Мой адрес – не дом и не улица

Обязательная система нумерации домов появилась в Москве только в начале XX века, до этого горожане предпочитали пользоваться народными названиями, урочищами, именами церковных приходов, участков, фамилиями домовладельцев. Картина Ю.И. Пименова «Новые номера» напоминает — район становится обжитым только после появления адресных табличек и его закрепления на географической карте.

Москва Красная

Москва красная

В 1930–1960-е годы в Советском Союзе выпускали значительное число товаров, связанных с образом столицы — платки, косметику, парфюмерию. Предыдущему поколению наверняка запомнились духи «Красная Москва». Советские женщины не могли рассчитывать на крупную линейку косметики, поэтому «Красная Москва» стала утешением сразу для нескольких поколений. Рассказывают, что духи пользовались относительной популярностью в Париже, и одна москвичка, которая вышла замуж за француза, промышляла их доставкой в столицу моды. Актриса и режиссер Рената Литвинова так характеризовала запомнившийся аромат: «Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут».

Молодой Московский

Молодой московский

Покрас Лампас – самый популярный молодой паблик-арт художник в России, эта работа была создана специально для Музея Москвы непосредственно во время персональной выставки, состоявшейся в сентябре 2018 года, — «самое свежее поступление самого “свежего” автора».

Методичность

Методичность

Картины и чертежи Васнецова — особенно изображение Семиверхой башни, находившейся в районе современного Чертолья — всегда завораживают зрителей. Москва раннего Нового времени кажется чем-то сказочным и недосягаемым. Но Аполлинарий Михайлович тут же дает отповедь всем любителям побасенок — на обратной стороне с исторической точностью и глубиной даны необходимые краеведческие и топографические пояснения.

Москва с недосягаемых высот

Москва с недосягаемых высот

План Герберштейна или Сигизмундов чертеж- самый старый в коллекции планов и карт Музея Москвы. Хотя большинство первых картографических работ и выполнялось иностранцами, в нашей стране были знакомы с передовыми достижениями в этой сфере – уже в XVI веке были подробно задокументированы земли центральной России, Дикого Поля, а сын Бориса Годунова сам не на шутку увлекался картографией.

Метро в чашках

Метро в чашках

Даже советская власть не смогла перебить охоту москвичей к чаепитию, кроме того, в 1920-е годы появился агитационный фарфор. В нашем музее хранится уникальный набор «За советское метро», состоящий из чашки, молочника и блюдца. Над комплектом трудилась художница А.А. Чекулина, предметы изготовлены на Дмитровском заводе в Вербилках.

Мясницкая? Пожалуйте!

Мясницкая? Пожалуйте!

Фаянсовая статуэтка «Бражничающие купцы в трактире» выполнена на заводе Матвея Кузнецова в 1890-е годы. «Фарфоровый король» России поставлял свой товар даже в Среднюю Азию и Китай, вытеснив местных производителей. На Мясницкой улице до сих пор сохранилось внушительное здание главного кузнецовского магазина. А статуэтка напоминает о тех годах, когда купцы выпивали не одну бутылку горячительного в китайгородских трактирах. Иногда и в загулы уходили – но сразу на несколько дней.

Магницкий и соратники

Магницкий и соратники

Фонд редкой книги (около 30 000 единиц) охватывает период с XVI века до наших дней. Это и религиозные книги, Библия, Евангелия, Псалтыри, и книги гражданской печати, в число которых входят первые издания произведений М.Н.Хераскова, М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, а также уникальная «Арифметика» Магницкого 1703 года издания. Именно эту книгу считал «вратами  учености» русский Леонардо да Винчи.

Разнообразна коллекция XIX – начала XX вв. У нас есть «Книги-адреса жителей Москвы», потрясающий труд «Вся Москва в её прошлом и настоящем», в подготовке которого принимали участие деятели искусства и науки Ю.И. Айхенвальд, В.Я.Брюсов, М.О.Гершензон, А.И.Веселовский, книги и альбомы о Московском Кремле.

Моссельпромовские

Моссельпромовские

Этикетка от папирос «Октябрина» напоминает о бурном расцвете московской торговли в годы НЭПа, когда мальчишки торговали папиросами на мостовых, рынках и просто во дворах, получая их у здания Моссельпрома близ Арбата. Колоритные уличные торговцы со временем уходили, но в отдельных районах города держались до 1940–1950-х.

Мишка

Мишка

Целая россыпь статуэток «Олимпийский Мишка», выполненных из фарфора в 1978–1980 годах, хранится в запасниках музея. К вопросу производства сувенирной продукции подходили очень скрупулезно, для чего мобилизовали лучшие силы декоративно-прикладной сферы.

Мимоза или сирень?

Мимоза или сирень?

Нашим предкам из позапрошлого столетия приходилось учить гораздо больше азбук, чем просто буквы или цифирь. Так, существовали язык цветочных букетов и язык веера. Великосветские дамы и кавалеры-щеголи легко считывали то или иное положение веера в руке, а уж предмет мог выражать всю палитру чувств — от страсти до лютой ненависти.

Мужской набор

Мужской набор

Французы в обезумевшей от страха Москве выглядели бравыми только первые несколько дней. Очевидцы вспоминают отступление Великой армии из города, когда можно было увидеть воинов, облаченных в духовное платье, в женские платки… Тем удивительнее сохранность бритвенного походного набора, принадлежавшего кавалеристу наполеоновской армии.

Мир детства

Мир детства

До XVIII века детство не выделялось педагогами в отдельную категорию, и жизнь маленьких москвичей, если они не появились на свет в знатной семье, была полна лишений и опасностей. Будни скрашивались игрушками — в Музее Москвы хранятся погремушки, глиняные утки и медведи XIV–XVI веков. Особенно многочисленны такие находки в Зарядье. Кроме того, в Музее Москвы есть коллекция самодельных футбольных мячей Средневековья — своеобразный привет Чемпионату 2018 года.

Маросейка ликует

Маросейка ликует

Доска «Свободен от постоя» — своеобразный памятник целому срезу московской жизни, когда горожанам приходилось размещать в своих усадьбах и домах воинские части. Такие постояльцы приносили больше бед, чем плюсов, поэтому москвичи с радостью вывешивали такие таблички на домах (ясное дело, на законных основаниях). В самом городе осталась лишь одна табличка «Свободен от постоя» на пилоне ворот в районе Маросейки.

«Москва 2147»

«Москва 2147»

Постоянная стратегия автора — виртуозно исполненные графические и живописные фантазии. Батынков вдохновляется романтикой старинных книг и неисполненных надежд. Наблюдается героическое присутствие визуального героя — мальчика — во всех мирах, поиск там убежища для «маленького принца».