Наша Коллекция

Музей Москвы — один из старейших в российской столице. Он стал свидетелем и хранителем наследия многих эпох — империи, войн, революций, Советского Союза, перестройки. Уникальная коллекция Музея насчитывает более 1 млн артефактов, всецело связанных с Москвой. Она собирается с участием людей — москвичей и жителей города. Особая роль сегодняшнего Музея Москвы в том, что он объединяет всех горожан.

 

Миллион

Именно столько единиц хранения насчитывает коллекция Музея Москвы. В музее бережно хранят личные архивы десятков выдающихся москвоведов и историков города. Фонды включают свыше 300 персональных коллекций, тематических коллекций и семейно-родовых архивов известных московских купеческих семей — Бахрушиных, Сырейщиковых, Найденовых, Вишняковых, Шелапутиных, Сорокоумовских. Формирование коллекций началось еще в 1896 году, когда на Нижегородской художественно-промышленной выставке блистал формой и содержанием павильон Первопрестольной.

Машинка для пробивки банковских чеков. Россия, XIX-XX вв.

Мягкая рухлядь

Так в старину называли драгоценные меха, поставлявшиеся из-за Урала, «каменного пояса» державы. В XX веке мода сменилась, и символом России стал цветастый платок. В коллекции музея есть тематические платки дореволюционного и советского периода, посвященные Москве и различным историческим событиям. Каждый платок —  это летопись, рассказывающая о каком-нибудь историческом сооружении. Платки выпускались к Олимпиаде-80, юбилею Москвы в 1947 году и другим событиям.

Шелковый платок, выпущенный к II Всемирному конгрессу сторонников мира, 1950

Мальцовский хрусталь и труды конкурентов

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов —  владелец самого известного завода звонкой посуды в населенном пункте Гусь-Хрустальный. Безумный любитель искусства, меценат, главный спонсор Пушкинского музея оставил богатейшее наследие. В Музее Москвы хранится немало изделий его фабрик. Коллекция включает разнообразные предметы —  от простой керамики до тончайшего фарфора и стекла. В основном, это изделия российских производителей: заводов Мальцовых, А. С. Попова, братьев Корниловых, Императорского фарфорового завода, товарищества М. С. Кузнецова. Интересна серия художественных и бытовых статуэток завода Ф. Гарднера, посвященная жизни крестьян и городских низов. Уникальна коллекция изделий заводов Гжели XIX века из фарфора и фаянса.

Соусник. Набор посуды «Юбилейный» к 800-летию Москвы. Чехословакия, 1947

Мозаики

Декоративно-прикладное искусство всегда идет рука об руку с архитектурой — стоит вспомнить средневековые изразцы или витражи эпохи ар-деко. В фондах нашего музея хранится немало экспонатов, повествующих о развитии жанра мозаики с 1950-х годов, когда ее активно применяли в оформлении гостиниц, станций метро, административных зданий. В 2017 году в Музее прошла выставка «Современные мозаики Москвы». Традиции московской школы прослеживаются в творчестве современных художников в произведениях для церковных, общественных и частных пространств.

Изготовление мозаик по эскизам А.В. Мызина для оформления станции метро «Киевская», 1953 г

Мебель и дерево

Коллекцию дерева и мебели (около 4000 единиц хранения) составляют предметы обихода, изготовленные и фабричным, и кустарным способом, бытовавшие как в дворянских усадьбах, так и в обычных московских семьях XIX–XXI вв. Наиболее значимые экспонаты в коллекции мебели — с толовый гарнитур «Миф», изготовленный предположительно в ремесленных мастерских Московской губернии в начале XX века в неорусском стиле, гарнитур «Неоампир», стол и табурет, выполненные в Абрамцевских мастерских по эскизам Е. Д. Поленовой.

Фрагмент выставки «Шкафы Москвы», 2018

Масляные фонари — и дальше

Московские масляные фонари установили в 1730 году для вечернего освещения Кремля, улиц в Белом и Земляном городе, Немецкой слободе и в Китайгороде. В 1860-х годах на смену масляным фонарям пришли керосиновые, в 1865 году —  первые газовые фонари, а в 1883-м на набережной вблизи Кремля поставили электрические светильники. Первой освещенной электричеством улицей стала Тверская. На старинных фотографиях из фондов музея запечатлены залитые светом улицы города. Есть и некоторые документы о развитии городского освещения.

Зажигание городского фонаря, 1900-е

Машина времени. Увидеть старую Москву.

Посещение Музея Москвы подобно путешествию во времени. И лучше всего это состояние отражает наша обширная коллекция живописи и графики. Облик Москвы представлен произведениями А. Васнецова, И. Айвазовского, В. Сурикова, А. Лабаса, Р.Фалька, Кукрыниксов, Ю. Пименова и других маститых художников. Работы Аполлинария Васнецова показывают Москву XII–XX веков: древний Кремль, Красную площадь. Интересно, что художник даже поднимался на воздушном шаре для точного изображения городского рельефа. А выставки современных художников отражают жизнь города в ритме настоящего времени. В Музее Москвы с большим успехом экспонировались работы известных живописцев Константина Батынкова, Александра Виноградова, Владимира Дубосарского, Андрея Гросицкого, Семена Файбисовича. После выставки полотна были подарены авторами Музею, став частью его художественного собрания.

Открытка «Москва будущего», 1914

 

Моменты

Музей Москвы обладает большой коллекцией уникальных фотоматериалов. Это собрание негативов, фотографий и стекол для стереоскопов. На них запечатлен облик Москвы с середины XIX века до наших дней, образы москвичей и московские семьи. В коллекции представлены работы известных московских ателье — Набгольца и Ко, Ю. Мебиуса, О. Ренар и других, работы современных фотохудожников — Б. Михайлова, группы «АЕС+Ф», И. Мухина, Л. Мелихова, Ф. Инфанте, В. Мамышева (Монро), С. Борисова и других. Значительная часть коллекции оцифрована и представлена онлайн.

Гостиница «Ленинградская», 2 пол. 1950-х гг.

Маме или брату?

Что мы в первую очередь отправляем в качестве подарка или приятного знака внимания из другого города? Конечно, почтовую открытку. Основу этой коллекции Музея Москвы составляют документальные и художественные открытки конца XIX — начала XXI веков, изданные в России и за рубежом. Коллекция насчитывает более 20 тысяч экземпляров. Наибольший интерес представляют почтовые карточки начала ХХ века, с изображением улиц и зданий города, серии «Московские типы», «Русские типы», «Москва будущего», а также открытки, отражающие переломные моменты истории: революцию, Первую мировую войну. Интересны поздравительные открытки к Пасхе и Рождеству, выполненные известными русскими художниками.

Открытка «Кучер». Серия «Русские типы» Издательство «Гранберг» в Стокгольме, начало XX в.

Музы на бумаге

Довольно обширная коллекция музея включает в себя афиши Большого и Малого театров, МХТ, театра Корша, консерватории и других московских театров, а также первые киноафиши, в том числе к немым фильмам с участием звезды дореволюционного кино Веры Холодной. Если учесть, что в первые годы существования синематографа для работы над афишами привлекали лучших художников, можно уверенно сказать, что этот вид изобразительного источника полноценно стоит в ряду других и много рассказывает о жизни города.

Афиша к фильму «Сильный человек» (реж. В. Мейерхольд) Москва, 1916 г.

Мюрата прогнав

В коллекции фалеристики Музея Москвы собраны нагрудные и мемориальные медали, ордена, знаки отличия, относящиеся к различным эпохам. Наиболее ценные из них — ордена Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава. В коллекции находятся звезды орденов Св. Владимира и Св. Станислава ручной работы, они датируются началом XIX века. Большой редкостью является Ополченский крест 1812 года. Известны медали основных битв Отечественной войны: «Бородинское сражение», «Освобождение Москвы», «Сражение при Березине», «Народное ополчение 1812 года», «Бегство Наполеона за Неман» и другие.

Звезда св. Станислава. сер. XIX в., орден св. Анны, рубеж XIX–XX вв.

«Можно автограф?»

В фонде редкой книги имеются книги с автографами С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока, историков В.О. Ключевского, М.В. Нечкиной, композитора Р.М. Глиэра и многих других деятелей науки и культуры. Большую ценность представляет наиболее полная коллекция путеводителей по Москве и ее окрестностям, начиная с самого первого, изданного писателем, поэтом и переводчиком В.Г. Рубаном в 1782 году, и заканчивая изданиями наших дней.

Есенин С. А. «Пугачев». Москва. 1-я Образцовая типография, 1922 г. С автографом автора

Моор и Маяковский

В фонде плакатов можно найти более 9000 единиц хранения. Коллекция охватывает период с конца XIX века до начала 2000-х годов. В музее хранятся уникальные плакаты-карикатуры, посвященные Первой мировой войне, известных художников-карикатуристов того времени — Д. Моора, С. Мухарского, агитационные плакаты 1920–30-х годов, среди них — работы В.В. Маяковского, М.М. Черемных и В.Н. Дени, знаменитые плакаты «Окна РОСТА». Особое место занимают плакаты Великой Отечественной войны, над которыми работали И. Тоидзе, В. Корецкий, Кукрыниксы, а также серия плакатов «Окна ТАСС».

Плакат. В. В. Маяковский, К. С. Малевич «У союзников французов…», 1914

Москвичи коренные

В коллекции Музея Москвы имеются автомобили, в том числе выпущенные в разное время столичными заводами МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей) и ЗИС (малолитражка «Москвич» М-400 1947 года выпуска и ЗИС 110 — первый советский послевоенный автомобиль представительского класса — 1948 года выпуска). Иномарки представлены моделями «Studebaker-Garford. Model 25» (1906 года выпуска) и «Ford-T Phaeton» (1914 года выпуска).

Автомобиль Москвич, 1947

 

Мстиславец

В Музее Москвы хранится уникальный памятник — Евангелие напрестольное, напечатанное в Вильне Петром Тимофеевым Мстиславцем в 1574-1575 годах, с четырьмя гравированными на дереве изображениями евангелистов. Это первая книга, напечатанная в типографии Мамоничей, общественных деятелей и меценатов Великого Княжества Литовского. Петр Тимофеевич (Тимофеев) Мстиславец (умер после 1577) —  типограф, соратник первопечатника Ивана Федорова. После издания в Москве знаменитых «Апостола» и «Часовника», Мстиславец покинул столицу и продолжал работу в Вильно (совр. Вильнюс).

Евангелие напрестольное. Вильно, 1575 г.

Маршруты

Незнакомый город мы по привычке исследуем с помощью помощника — путеводителя. В Музее Москвы хранится более 300 путеводителей, посвященных самым разным аспектам истории города. Первые калашные избы (с фастфудом XVIII века), первые рестораны и трамваи, первые стадионы и первые доходные дома… Эволюция путеводителя позволяет увидеть, как менялся язык описания города, какой повседневности уделялось больше внимания. Описание императорского столичного города Москвы, содержащее в себе звание городских ворот, казенных и деревянных мостов, больших улиц и переулков, монастырей, церквей, дворцов, присутственных и других казенных мест, число обывательских дворов и покоев, рядов, рынков, фабрик, заводов, кладбищ, дорог, застав, число извощиков и т.д.

Рубан В. Г., Санкт Петербург, 1782 г.

 

Мужской и женский костюм

Предметы гардероба, хранящиеся в фондах Музея Москвы, датируются XII —  серединой ХХ веков. Самые древние —  чоботы из курганного могильника ус. Матвеевское, носки, рукавицы, лапти XVI-XVII веков, найденные при раскопках района Зарядье. Особенно хороша и разнообразна одежда начала 20 века —  бальные платья из белого атласа, платья для визитов, пальто из шелка и бархата с отделкой мехом, в стиле модерн из зеленого шифона, жакеты, пелерины. Значительное количество аксессуаров дополняет базовый набор великосветской дамы —  шали, воротники, боа из страусовых перьев, перчатки, шляпки, сумочки, веера. Мужской костюм включает фраки, сюртуки, брюки, рубашки, жилеты. Интересна «спецодежда»: от студенческой и чиновничьей униформы до рабочих комбинезонов и спецовок. Из военной формы —  френчи, мундиры, шинели.

Платье с накидкой «Ватто», XVIII в.

Макет

Одними из самых интересных экспонатов Музея Москвы являются макеты. В музее экспонируется известный макет «Кремль в конце XVI —  начале XVII вв.» —  он выполнен в 1947 году М. В. Городцовым к празднованию 800-летия города. Самым крупным является макет, изображающий Страстную площадь и прилегающие улицы в конце XIX века. Единственный макет, изображающий город в зимнее время, —  это «Зимняя Москва. 60-е годы XVI в.», созданный В. Н. Конобеевым в 2010 году.

П.В. Сытин в экспозиции Музея истории и реконструкции г. Москвы, 1946

Могилы и отеческие гробы

Весь центр Москвы состоит из закатанных в асфальт приходских кладбищ, что было характерно для растущего в XIX-XX веках города. Москвичам запретили хоронить своих родственников в центре города еще в 1771 году. Во время работ по благоустройству нашего центра регулярно производятся находки надгробий, самые ценные из них передают в Музей Москвы. В 2017 году на Большой Лубянке обнаружили часть закладной плиты, отмечавшей могилу Анны Ртищевой, не самой последней москвички XVII века. Она была женой Петра Прозоровского, сподвижника Петра Великого.

Надгробие белокаменное Анны Прозоровской, 1678

Москва красная

В 1930-1960-е годы в Советском Союзе выпускали значительное число товаров, связанных с образом столицы —  платки, косметику, парфюмерию. Предыдущему поколению наверняка запомнились духи «Красная Москва». Советские женщины не могли рассчитывать на обширную линейку косметики, поэтому «Красная Москва» стала утешением сразу для нескольких поколений. Рассказывают, что духи пользовались относительной популярностью в Париже, и одна москвичка, которая вышла замуж за француза, промышляла их доставкой в столицу моды. Актриса и режиссер Рената Литвинова так характеризовала запомнившийся аромат: «Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут».

Футляр от голубой помады «Москва», в виде башни Кремля, 1960-е

Монументально

Юбилеи —  категория дат, появившаяся еще до революции, когда на всероссийском уровне отметили 200-летие Полтавы, 50-летие отмены крепостного права, 300-летие династии Романовых. К 800-летию Москвы рабочие и мастера всего Союза сделали невероятное количество сувениров. В качестве примера приведем фарфоровую вазу, переданную в столицу трудящимися Ленинграда.

Ваза 800 лет Москвы. Ленинград, 1947

Мясницкая? Пожалуйте!

Фаянсовая статуэтка «Бражничающие купцы в трактире» выполнена на заводе Матвея Кузнецова в 1890-е годы. «Фарфоровый король» России поставлял свой товар даже в Среднюю Азию и Китай, конкурируя с местными производителями. На Мясницкой улице до сих пор сохранилось внушительное здание главного кузнецовского магазина. А статуэтка напоминает о тех годах, когда купцы выпивали не одну бутылку горячительного в китайгородских трактирах. Иногда и в загулы уходили сразу на несколько дней.

Сигарница «Сцена в трактире», Россия, Тверская фабрика

Мой адрес — не дом и не улица

Обязательная система нумерации домов появилась в Москве при Екатерине Великой. Но и в начале XX века горожане продолжали пользоваться народными названиями, урочищами, именами церковных приходов, участков, фамилиями домовладельцев. Картина Ю.И. Пименова «Новые номера» напоминает — район становится обжитым только после появления адресных табличек и его закрепления на географической карте.

Ю. И. Пименов. Новые номера. Из серии «Новые кварталы», 1963

Моя Москва

С начала 80-х годов прошлого века Семен Файбисович создает портрет советской эпохи, как впоследствии выяснилось — уходящей. В 2007 году, после двенадцатилетнего перерыва, художник возвращается в живопись, чтобы создать портрет уже новой эпохи, образ которой посветлел и снова привлек его.

В основе творческого метода художника — скрещивание трех технологий: съемка на мобильный телефон в низком разрешении, обработка изображения и традиционная живопись маслом на заключительном этапе.

Семен Файбисович. Семья. Из серии «Казанский В.» 2013 г.

Моссельпромовские

Этикетка от папирос «Октябрина» напоминает о бурном расцвете московской торговли в годы НЭПа, когда мальчишки торговали папиросами на мостовых, рынках и просто во дворах, получая их у здания Моссельпрома близ Арбата. Колоритные уличные торговцы со временем уходили, но в отдельных районах города держались до 1940–1950-х.

Этикетка от папирос «Октябрина», 1920-е гг.

Москва с недосягаемых высот

План Москвы Сигизмунда Герберштейна — самый старый в коллекции планов и карт Музея Москвы. Хотя большинство первых картографических работ и выполнялось иностранцами, в нашей стране были знакомы с передовыми достижениями в этой сфере – уже в XVI веке были подробно задокументированы земли центральной России, Дикого Поля, а сын Бориса Годунова сам не на шутку увлекался картографией.

 План Москвы «Кремлена Град», 1600 г

 

Мишка

Целая россыпь статуэток «Олимпийский Мишка», выполненных из фарфора в 1978–1980 годах, хранится в запасниках музея. К вопросу производства сувенирной продукции подходили очень скрупулезно, для чего мобилизовали лучшие силы декоративно-прикладной сферы.

Статуэтки «Олимпийский Мишка». СССР, 1978-1980 гг.

Молодой Московский

Покрас Лампас – самый популярный молодой паблик-арт художник в России, эта работа была создана специально для Музея Москвы непосредственно во время персональной выставки, состоявшейся в сентябре 2018 года, — «самое свежее поступление самого “свежего” автора».

19tones, Pokras Lampas Future of Moscow \ 1, 2018